Вспышка коронавирусной инфекции COVID-19

Существует вероятность того, что пандемия COVID-19 может привести к увеличению обезлесения и сопутствующим потерям в биоразнообразии. По мере снижения доходов домохозяйств и уменьшения доступных продуктов питания, жители некоторых сельских районов начнут обращаться к лесам и лесной продукции как к источникам средств к существованию, используя растения и дикую природу для обеспечения питания, что может вылиться в чрезмерное использование природных ресурсов. Кроме того, во времена нужды и население, и предприятия в поисках доходов будут оказывать еще большее давление на лесные ресурсы в форме производства древесного угля, перевода лесов в сельское хозяйство и для целей других неофициальных, а зачастую и незаконных, видов деятельности. Также есть риск того, что программы стимулирования отдают предпочтение быстрым финансовым доходам и обеспечению занятости, а не долгосрочным целям в области изменения климата и устойчивого развития, что может только усугубить ситуацию с обезлесением или деградацией лесов. Однако обезлесение и сопутствующие ему потери в биоразнообразии считаются факторами, повышающими риск распространения заболеваний.

Дестабилизация производства и торговли затрагивает все звенья производственно-сбытовых цепочек и ставит под удар как источники средств к существованию, так и предприятия. Однако поденщики или работники на частичной занятости и мелкие неформализованные предприятия рискуют попасть под самый сильный удар, поскольку у них зачастую отсутствуют какие-либо механизмы социальной защиты, на которые они могли бы опереться. Точно так же микро-, малые и средние предприятия (ММСП) и организации производителей лесного сектора и фермерских хозяйств имеют очень узкие возможности для того, чтобы отсрочить расходы в отсутствие доходов. ММСП обеспечивают более 50% рабочих мест в связанных с лесом секторах: по всему миру более 40 миллионов человек работает в формальных и неформальных секторах.

Надзор за управлением пандемией COVID-19, включая аспекты, связанные с лесным сектором, осуществляется на национальном уровне. Лесные общины, работники и пользователи лесного сектора и потребители древесной и недревесной продукции лесного сектора должны тщательно следовать правилам и рекомендациям, введенным их национальными правительствами в целях противодействия санитарным рискам, связанным с COVID-19.

Ограничения на передвижение влияют на транспортировку продукции лесного сектора с производственных площадок к рыночным центрам, большинство из которых расположено в городских районах. Это, в свою очередь, влияет на доходы производителей и продавцов, а также на потребителей из городских районов, которые зависят от древесного топлива в плане обеспечения своих базовых потребностей, таких как приготовление пищи. Кроме того, ограничения влияют на рынок труда, например, ввиду отсутствия сезонных рабочих (включая приезжающих из-за границы), которые привлекаются для посадочных работ и при сборе урожая.

На сегодняшний день был достигнут значительный прогресс в расширении прав женщин посредством поддержки их участия в законном и устойчивом производстве топливной древесины и древесного угля. Однако COVID-19 означает ограниченный доступ к рынкам и возможностям для торговли, тем самым затрагивая женщин, зависящих от продаж лесной продукции в городах, доступа к которым сейчас нет. Ограничения на транспортировку и торговлю топливной древесиной и древесным углем также могут повлиять на надежный доступ к энергоресурсам для приготовления пищи в городских районах.

Следование со стороны государств и предприятий своим обязательствам по поддержанию законности закладывает основы для успешного восстановления посредством обеспечения устойчивого использования лесных ресурсов. Приведение в исполнение законодательства стран-производителей древесины играет первостепенную роль в предотвращении чрезмерного использования лесных ресурсов и незаконных видов деятельности. Передовая практика работы, в частности, применение систем отслеживания древесины и независимые проводимые на местах мероприятия по мониторингу лесных ресурсов должны сохраняться для продолжению работы по внедрению практики устойчивого управления лесами и, следовательно, устойчивого производства и потребления.

Во всем мире наблюдается возросший, а в некоторых случаях – рекордно высокий, спрос на гигиеническую, целлюлозно-бумажную и упаковочную продукцию, производимую лесным сектором. Леса могут снабжать сельские общины товарами первой необходимости и поддерживать местные рынки. Исследования, проведенные в 24 странах, показали, что в среднем лесная продукция (такая как древесное топливо, дикорастущие плоды, мясо диких животных для приготовления пищи, растительные материалы для медицины и т.д.) составляет 21% от доходов домохозяйств в этих общинах (Ангельсен и др., 2014 г.). Развитие местных и региональных рынков для лесной продукции, изготовленной в соответствии с принципами устойчивого производства, включая съедобные продукты, не только помогает поддерживать производственно-сбытовые цепочки, но также может открыть возможности для получения дохода и экономии. Это позволяет придать сельским источникам средств к существованию дополнительную жизнестойкость. Для устойчивого восстановления жизненно важную роль будет играть разработка программ, объединяющих возможности для обеспечения занятости с мерами по повышению эффективности и защите окружающей среды, такими как восстановление продуктивных экомистем.

Первоочередная задача ФАО – создать условия для обеспечения сохранности здоровья и безопасности всех лиц, задействованных в связанной с лесами деятельности, в частности, тех, кто больше всего зависит от лесов и связанных с лесами доходов. ФАО работает с широким кругом партнерских организаций в целях устранения последствий COVID-19 для источников средств к существованию и лесов в разных контекстах и для повышения вклада лесного хозяйства в здравоохранение и восстановление после кризиса, помогая отстраивать более сильные и более жизнестойкие общины и сообщества.

См. аналитическую справку ФАО (http://www.fao.org/documents/card/en/c/ca8844en), в которой представлена более подробная информация о влиянии COVID-19 на лесной сектор.