Портал по вопросам поддержки политики и управления
©FAO

Снижение риска бедствий в сельском хозяйстве

В последнее время наблюдается усиление бедствий, которые затронули 4,03 миллиарда человек (рост на 124% по сравнению с предыдущими двумя десятилетиями) и привели к прямым экономическим потерям в размере почти 3 триллионов долларов США (рост на 182% по сравнению с 1980—1999 гг.). Связанные с климатом бедствия стали причиной 91% прямых экономических потерь и затронули 3,6 миллиарда человек во всем мире.

В наименее развитых странах (НРС) и странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД) в период с 2008 по 2018 год на сельское хозяйство пришлось 26% общего объема последствий, вызванных средне- и крупномасштабными бедствиями. От сельского хозяйства зависят средства к существованию 2,5 миллиардов человек; в то же время этот сектор обеспечивает устойчивость к бедствиям и изменению климата.

Снижение рисков, укрепление устойчивости.

ФАО поддерживает последовательную реализацию Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий (СРПСРБ), Парижского соглашения и Целей в области устойчивого развития (ЦУР). Усилия ФАО, связанные с политикой и управлением в области снижения риска бедствий (СРБ), предусматривают в числе прочего учет мер по СРБ в планировании развития сельского хозяйства, развитии потенциала в области мониторинга последствий бедствий в сельском хозяйстве, а также усиление согласованности между СРБ и процессами адаптации к изменению климата.

Основные идеи политики

  • Количество и объем воздействия бедствий, особенно вызванных изменением климата, значительно возрастают. Крайне важно, чтобы все страны добились успеха в переходе от реактивных подходов к ликвидации последствий бедствий к более проактивным мероприятиям и инвестициям в целях предотвращения, обеспечения готовности и прогнозирования с учетом рисков, как это было согласовано в рамках СРПСРБ. Многих маломасштабных и среднемасштабных бедствий можно избежать или ограничить их воздействие, если принять эффективные меры по снижению риска.
  • Фермеры, пастухи, рыбаки и зависящие от лесов общины являются непосредственными хранителями окружающей среды; то, как они управляют природными ресурсами, может предотвратить переход опасных природных явлений в стадию бедствий и кризисов. Экосистемные услуги, обеспечиваемые фермерами, должны быть признаны, оценены по стоимости и переведены в ощутимую прибыль для них. Меры политики должны учитывать «буферную» роль сельского хозяйства во время кризисов. Оно служит амортизатором при экологических и экономических потрясениях и связанных с ними стрессами на макро- или микроэкономическом и экологическом уровнях. Сельское хозяйство играет важнейшую роль в обеспечении того, чтобы пострадавшие люди сохраняли доступ к продовольствию и средствам к существованию во время и после бедствий, а также в формировании долгосрочной устойчивости. Эти функции следует учесть в секторальных обязанностях и при распределении бюджета.
  • Критически важно интегрировать снижение риска бедствий (СРБ) в отраслевые/сельскохозяйственные планы развития и стратегии социально-экономического развития. В то же время существует необходимость усиления и обеспечения большей согласованности между СРБ и адаптацией к изменению климата (АИК) в сельском хозяйстве. Необходимо активизировать и расширить совместные действия в рамках систем (местной, национальной, региональной и глобальной), в том числе путем согласования национальных/местных стратегий/планов СРБ с национальными планами действий в области климата (определяемые на национальном уровне вклады и национальные планы в области адаптации) и целями/обязательствами по реализации ЦУР, с тем чтобы никто не был забыт.
  • Сельское хозяйство и продовольственные системы, чувствительные к рискам, являются ключом к достижению успехов в области развития в рамках комплекса вопросов гуманитарного характера, развития и поддержания мира. Без укрепления понимания и эффективного снижения множественных рисков в области агропродовольственных систем и управления такими рисками число людей и сообществ, нуждающихся в гуманитарной помощи, особенно в условиях конфликта и затяжного кризиса, возрастет еще больше. В этом контексте крайне важно расширить масштабы СРБ в гуманитарной деятельности и обеспечить, чтобы такие меры учитывали гендерные и конфликтные аспекты.
  • За последнее десятилетие объем официальной помощи в целях развития (ОПР), направленной на профилактику и обеспечение готовности в сельском хозяйстве, оставался относительно низким и достиг лишь 3% от общего объема ОПР, направленной на СРБ и управление в сельском хозяйстве. Тем не менее инвестиции в меры по предотвращению и обеспечению готовности в сельском хозяйстве окупаются. Применение передовых практик СРБ на уровне фермерских хозяйств обеспечивает в среднем в 2,2 раза больше выгод, чем применявшиеся ранее методы ведения сельского хозяйства. Кроме того, окупаемость инвестиций от заблаговременных действий с учетом рисков в сельском хозяйстве составляет 7:1, т. е. на каждый вложенный 1 доллар США приходится до 7 долларов США в виде предотвращенных потерь, вызванных бедствиями, и дополнительных выгод. Для увеличения инвестиций в меры по предупреждению бедствий и обеспечение готовности к ним, а также для распространения передовой практики СРБ, основанной на фактических данных, необходимо применение проактивной политики и мер стимулирования.

  •  Пандемия COVID-19 показала, что риски носят системный характер. Разработка и реализация политики, повышение устойчивости, а также восстановительные мероприятия в агропродовольственных системах должны осуществляться с учетом рисков, на основе фактических данных и быть направлены на общесистемные решения, как внутри секторов и субъектов, так и между ними. Это требует многосекторального, и превентивного и упреждающего подхода с учетом многих опасных факторов, который на устойчивой основе обеспечивает последовательную интеграцию управления рисками бедствий, изменения климата и возникновения кризисов для повышения жизнестойкости людей, их сельскохозяйственных средств к существованию и экосистем, от которых они зависят.

Рекомендуемые ресурсы

Тематический документ

Afghanistan Drought Risk Management Strategy (2019-2030)

Опубликованное: 2020

Тематический документ

Disaster risk reduction in times of COVID-19: What have we learned?

Опубликованное: 2020

Инструмент

Earth Observation — Global Information and Early Warning System (GIEWS)

Опубликованное: 2019

Изучение примера

Disaster risk reduction at farm level. Multiple benefits, no regrets

Опубликованное: 2019

Тематический документ

The Impact of Disasters on Agriculture and Food Security 2017

Опубликованное: 2018

Тематический документ

The impact of disasters on agriculture and food security

Опубликованное: 2015

Share this page