info
close
©Benedicte Kurzen/NOOR for FAO

Состояние лесов мира 2022

Глава 5 В наращивании масштабов реализации лесохозяйственных стратегий развития ключевая роль принадлежит мелким фермерам, местным общинам и коренным народам

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
  • Чрезвычайно важную роль в реализации лесохозяйственных стратегий развития играет участие мелких фермеров, местных общин и коренных народов. Такие субъекты владеют или управляют как минимум 4,35 млрд гектаров лесных и сельскохозяйственных земельных ресурсов; по данным одного из исследований, мелкие хозяйства производят сельскохозяйственную и лесную продукцию на сумму от 869 млрд до 1,29 трлн долл. США в год.
  • Местные субъекты могут быть отличными лесоустроителями и вести лесное хозяйство очень эффективно с экономической точки зрения. Так, по оценкам, 91 процент земель коренных народов и общин находятся в хорошем или удовлетворительном экологическом состоянии. Большая часть изменений, необходимых для масштабирования лесохозяйственных стратегий развития и поддержки экологически сбалансированного восстановления, должна произойти на местном уровне и обеспечить ощутимые выгоды местным субъектам.
  • Обычные права на лесные ресурсы все шире получают признание в статутном праве, но такой прогресс наблюдается не везде. Надежные права на лесные ресурсы и рациональное ведение лесного хозяйства на уровне общин могут стать факторами содействия экологически сбалансированному восстановлению, а закрепленные законом права мелких фермеров на ценные ресурсы, такие как деревья, могут способствовать созданию экологически чистых производственно-сбытовых цепочек.
  • Осуществлению трех лесохозяйственных стратегий развития могут способствовать местные объединения производителей и другие аналогичные структуры, но для этого им необходима поддержка. В мире насчитывается более 8,5 млн организаций социального партнерства. Они обеспечивают платформы для сотрудничества и инноваций, и их влияние в лесном хозяйстве растет.
  • Масштабированию трех предложенных лесохозяйственных стратегий развития могли бы способствовать наращивание потенциала и совместный процесс накопления знаний с участием мелких фермеров, местных общин и коренных народов. Поиск и использование различных источников знаний и новых технологий может способствовать принятию инновационных и инклюзивных решений на базе местных систем.

5.1 Лесохозяйственные стратегии развития должны быть привлекательными для землепользователей

Мелкие хозяйства, местные общины и коренные народы владеют или управляют как минимум 4,35 млрд гектаров лесных и сельскохозяйственных ландшафтов. Валовой годовой доход мелких фермеров достигает 1,29 трлн долл. США.

По данным исследования Lowder et al. (2021), в мире насчитывается свыше 608 млн фермерских хозяйств. Более 90 процентов из них являются семейнымиn (всех размеров), и они занимают 70–80 процентов сельскохозяйственных угодий; по оценкам, эти хозяйства обеспечивают порядка 80 процентов мирового производства продовольствия. Восемьдесят четыре процента всех фермерских хозяйств в мире – это фермы, занимающие менее двух гектаров, а их владельцы обрабатывают 11 процентов мировых сельскохозяйственных угодий; по оценкам, на их долю приходится 35 процентов мирового производства продовольствия. Около 80 процентов фермерских хозяйств в странах с низким и средним уровнями дохода (расположенных в основном в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, Южной Азии и в странах Африки к югу от Сахары) имеют площадь менее двух гектаров; они обрабатывают 30–40 процентов земель, что намного больше, чем в других регионах420.

Авторы другого исследования полагают, что во всем мире примерно из девяти миллиардов гектаров земель, включающих лесные и сельскохозяйственные ландшафты, мелкие фермеры, местные общины и коренные народы контролируют (владеют или используют) порядка 4,35 млрд гектаровo,421. Но как бы ни была велика эта площадь, цифра эта все равно наверняка занижена (оценки сильно разнятся в зависимости от используемой методики). Согласно другой оценке, валовая стоимость производства продукции мелких фермеровp составляет от 869 млрд до 1,29 трлн долл. США в год422. Во многих странах 80–90 процентов лесохозяйственных предприятий являются малыми или средними, и они обеспечивают более половины занятости в лесном секторе423,424. Поэтому мелким фермерам, местным общинам и коренным народам принадлежит ключевая роль в освоении трех предложенных лесохозяйственных стратегий развития, а значит, и в экологически сбалансированном восстановлении и в создании устойчивой экономики.

Есть убедительные данные в пользу того, что при наличии надлежащих стимулов показатели обезлесения на землях коренных народов и местных общин снижаются

В управлении коренных народов находится порядка 40 процентов всех охраняемых территорий суши и экологически нетронутых экосистем425. Темпы обезлесения на землях коренных народов обычно ниже, чем на окружающих лесных землях, в том числе на охраняемых территориях, что частично связано с культурой этих народов и их традиционными знаниями, с эффективностью управления, с системой стимулирования в лесном секторе, с системой ПЭУ, с низкой рентабельностью сельского хозяйства и с ограниченной доступностью426,427,428,429,430. Исследования также показывают, что обеспечение прав коренных народов и племен на землю может быть весьма эффективным с экономической точки зрения инструментом прекращения обезлесения и замедления процесса изменения климата431,432,433,434,435. Например, обеспечение гарантий прав на землю коренных народов в Боливии (Многонациональное Государство), Бразилии и Колумбии оценивается менее чем в один процент потенциальных доходов, которые могут быть получены только за счет депонирования углерода436.

На 91 проценте земель коренных народов и местных общин антропогенные изменения отсутствуют, незначительны (затрагивают менее десяти процентов территорий) или умеренны (затрагивают более 10–40 процентов территорий), либо эти земли находятся в хорошем или удовлетворительном экологическом состоянии437. Обзор ситуации в 24 странах показал, что коренные и местные общины по праву обычая владеют и пользуются 958 млн гектаров земель, но признанные законом права имеют менее чем на половину этой площади438. Их земли хранят не менее 253,5 Гт углерода и потому являются значимыми в глобальном масштабе поглотителями и хранилищами его запасов, но 52 процента этих запасов залегают в землях, права на которые законом не признаны472.

В целом передача полномочий на управление лесными ресурсами местным общинам не приводит к сколько-нибудь стабильным положительным результатам в плане сокращения масштабов обезлесения и ускорения процессов восстановления439, при этом успех обычно зависит от того, в какой мере правовые механизмы реализуются на практике, от институционального потенциала на уровне общин, от уровня государственной поддержки и от других факторов, таких как социальный капитал440,441,442. Есть данные в пользу того, что мелкие фермеры, имеющие гарантированные права владения и пользования землей, обычно осуществляют более долгосрочные инвестиции в свои земельные и лесные ресурсы (например, в совершенствование механизмов управления лесным хозяйством, в посадку деревьев и в технологии почво- и водопользования), чем те, у кого такие гарантированные права отсутствуют или имеют краткосрочный характер443. Но это может зависеть и от потенциала: недавнее исследование в Индонезии, где проводится крупная программа по оформлению общинных прав на землю, показало, что наделение общин такими правами с целью обеспечения сохранности земель не уменьшило масштабы обезлесения (а может быть, даже и увеличило их), что главным образом объясняется отсутствием институционального потенциала на уровне общин и альтернативными экономическими издержками сохранения. Однако наделение общин правами на земли в зонах лесозаготовок действительно снизило показатели обезлесения (с более высокой базы), что, по мнению авторов исследования, свидетельствует об активизации усилий по восстановлению лесов для производства древесины444.

back to top Вернуться к началу