IFADUNICEFWFPWHO
  • Надежды на то, что в 2021 году прекратится пандемия COVID-19 и положение в области продовольственной безопасности начнет улучшаться, не оправдались: распространенность голода в мире в 2021 году продолжала расти. Такая динамика обусловлена усугублением неравенства между странами и внутри стран из-за неравномерных темпов восстановления экономики и тем, что потери доходов тех, кто больше всего пострадал от пандемии, так и не были компенсированы.
  • С 2015 года распространенность недоедания оставалась примерно на одном уровне, но за период с 2019 по 2020 год выросла с 8,0 до 9,3 процента, а в 2021 году продолжала расти, хотя и не столь высокими темпами, и достигла 9,8 процента. В 2021 году в мире насчитывалось от 702 до 828 млн голодающих. С начала пандемии COVID-19 их количество выросло примерно на 150 млн: в период с 2019 по 2020 год – на 103 млн, а в 2021 году – еще на 46 млн.
  • По прогнозам, в 2030 году от голода будут страдать порядка 670 млн человек – 8 процентов населения планеты; это уровень 2015 года, когда была принята Повестка дня на период до 2030 года.
  • В 2020 году распространенность умеренного и острого отсутствия продовольственной безопасности в мире резко возросла, а в 2021 году оставалась практически неизменной; но распространенность острого отсутствия продовольственной безопасности повысилась, что стало следствием ухудшения положения тех, кто и до того находился в крайне неблагоприятном положении. В 2021 году в условиях умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности жили порядка 2,3 млрд человек, а в условиях острого отсутствия продовольственной безопасности – 11,7 процента мирового населения.
  • По оценкам на 2020 год, 22 процента детей в возрасте до пяти лет отставали в росте, 6,7 процента страдали от истощения и 5,7 процента имели избыточный вес. Было установлено, что дети, проживающие в сельской местности и менее благополучных в финансовом плане домохозяйствах, чьи матери не получили формального образования, более уязвимы для отставания в росте и истощения. Дети в городских районах и более обеспеченных семьях подвергаются более высокому риску избыточного веса.
  • Работа по решению задачи в отношении исключительно грудного вскармливания ведется успешно: в 2020 году на таком вскармливании находились почти 43,8 процента грудных детей в возрасте до шести месяцев (в 2012 году – 37,1 процента); однако для выполнения задачи на период до 2030 года необходимо ускорить работу. Самую высокую долю среди детей, находящихся на грудном вскармливании, составляют девочки грудного возраста, проживающие в сельской местности, в семьях с низкими доходами, чьи матери не получили формального образования.
  • В 2019 году почти треть женщин в возрасте от 15 до 49 лет (571 млн) страдали от анемии, и положительная динамика этого показателя по сравнению с 2012 годом отсутствовала. Чаще всего от этого нарушения страдают женщины из малообеспеченных семей, проживающие в сельской местности и не имеющие формального образования.
  • В 2020 году почти 3,1 млрд человек не могли позволить себе здоровый рацион. Это на 112 млн больше, чем в 2019 году. Рост обусловлен инфляцией потребительских цен на пищевую продукцию, вызванной экономическими последствиями пандемии COVID-19 и мерами, принятыми для ее сдерживания.
  • Отрицательная динамика последнего времени свидетельствует о том, что применяемые меры политики более не приносят отдачи с точки зрения постепенного сокращения масштабов голода, а также проблемы отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания во всех его проявлениях. Правительства стран с нестабильной экономикой также сталкиваются с финансовыми ограничениями для перестройки агропродовольственных систем. Правительствам настоятельно необходимо проанализировать поддержку, которую они оказывают агропродовольственному сектору в настоящее время.
  • В 2013–2018 годах на поддержку агропродовольственного сектора в мире в среднем выделялось почти 630 млрд долл. США в год. Львиная доля этой поддержки ориентирована на отдельные фермерские хозяйства и предоставляется посредством торговой и рыночной политики и бюджетных субсидий, в основном привязанных к объему производства и возможностям беспрепятственного использования переменных факторов производства. Многие из применяемых мер поддержки не только нарушают функционирование рынков, но и ориентированы лишь на незначительную долю фермеров, наносят вред окружающей среде и не создают благоприятных условий для производства питательных продуктов.
  • Поддержка сельскохозяйственного производства, особенно в странах с высоким уровнем дохода и с уровнем дохода выше среднего, преимущественно направлена на основные пищевые продукты, молочные продукты и другую пищевую продукцию, богатую животными белками. В мире в основном стимулируется производство риса, сахара и различных видов мяса; выращивание овощей и фруктов поддерживается в меньшей степени, а в ряде стран с низким уровнем дохода даже принимаются меры, делающие их производство невыгодным.
  • Торговые и рыночные меры могут создавать барьеры для торговли питательными продуктами, в результате чего здоровое питание становится менее доступным как физически, так и в экономическом плане. Во многих странах бюджетные субсидии помогли повысить доступность основных пищевых продуктов и их производных, но привели к сокращению потребления несубсидируемых или субсидируемых в меньших объемах товаров, таких как фрукты, овощи и бобовые, и повышению цен на них.
  • Переориентация государственной поддержки с применением разумного, многостороннего подхода, с использованием фактических данных, с учетом политико-экономического контекста и институциональных возможностей стран, а также обязательств и гибких возможностей, предусмотренных правилами Всемирной торговой организации, поможет увеличить объемы питательных продуктов в наличии для потребителей. Она способна сделать здоровое питание менее дорогостоящим и более доступным с финансовой точки зрения для населения всех стран мира, что является необходимым, хотя и недостаточным, условием для перехода на здоровую пищу.
  • Осуществляя переориентацию государственной поддержки в интересах снижения стоимости здоровой пищи, директивные органы должны избегать возможных побочных эффектов в плане неравенства, которые могут возникнуть, если фермеры не смогут специализироваться на производстве питательных продуктов из-за ограниченности ресурсов. Во избежание таких отрицательных последствий, как повышение выбросов парниковых газов, необходимо внедрять технологии производства питательных продуктов с низкой интенсивностью выбросов, а также решать проблемы перепроизводства и избыточного потребления товаров, производство которых сопровождается большими объемами выбросов, в странах с высоким уровнем дохода и странах с уровнем дохода выше среднего в соответствии с рекомендациями по питанию.
  • Правительствам стран с низким уровнем дохода и ряда стран с уровнем дохода ниже среднего, где сельское хозяйство является опорным сектором экономики и основным источником рабочих мест и средств к существованию, необходимо увеличить и приоритизировать расходы на предоставление услуг, обеспечивающих комплексную поддержку агропродовольственного сектора. Это позволит устранить разрыв между производительностью отраслей, где производятся питательные продукты, и других отраслей и обеспечить возможность получения доходов, с тем чтобы повысить доступность здорового питания, хотя для решения этой задачи потребуется выделять значительные объемы средств на финансирование развития.
  • Кроме переориентации государственной поддержки агропродовольственного сектора, потребуются и другие меры. Необходимо создавать здоровую продовольственную среду и расширять права и возможности потребителей по принятию решений в пользу здорового рациона, для чего необходимы вспомогательные меры политики, ориентированные на агропродовольственные системы. Чтобы смягчить непредвиденные последствия переориентации поддержки для наиболее уязвимых слоев населения, в первую очередь женщин и детей, потребуется политика в области социальной защиты и здравоохранения. Для подкрепления положительного воздействия переориентации поддержки с точки зрения эффективности производства, равенства, питания, здоровья, смягчения последствий изменения климата и охраны окружающей среды потребуются меры политики в сферах экологии, здравоохранения, транспорта и энергетики.
  • Помимо вышеперечисленного, на эффективность усилий будут влиять политический и социальный контекст, общее руководство, баланс и дисбаланс сил и различия в интересах, менталитете и влиянии заинтересованных сторон. Учитывая разнообразие условий в странах, потребуется не только обеспечить наличие эффективно функционирующих институтов на местном, национальном и глобальном уровнях, но и привлечь и стимулировать заинтересованные стороны из государственного и частного секторов и международных организаций.
back to top Вернуться к началу