27 апреля - 31 мая 2016 года
Статус членства в ВТО позволил трем странам постсоветского пространства – Грузии, Молдове и Украине достигнуть двусторонних договоренностей по созданию зон свободной торговли с Европейским Союзом. Обязательным условием ЕС при создании зон свободной торговли с другими странами является их членство в ВТО, так как Европейский Союз строит дальнейшую либерализацию торгового режима на основе обязательств этих стран в ВТО.
Торговые режимы таких стран-членов ВТО как Армения, Казахстан и Кыргызстан в ближайшем будущем претерпят изменения, в связи с тем, что эти страны, как члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), присоединились к единому таможенному союзу с единым таможенным тарифом (ЕТТ).
В результате резкого роста цен на продовольствие, начавшегося в 2005 году, некоторые страны постсоветского пространства вводили запреты на экспорт или количественное квотирование ряда экспортно-ориентированной агропродукции. Согласно решений правительств, эти экспортные запреты и ограничения были призваны контролировать цены от резких колебаний, предотвратить реэкспорт и улучшить ситуацию с продовольственным дефицитом на внутреннем рынке. Статья XI ГАТТ делает исключения из правила отмены количественных ограничений в случае если «запреты или ограничения экспорта, временно применяются для предотвращения или ослабления последствий критического недостатка продовольствия...». Но такое пусть даже временное введение подобных количественных ограничений приводят к существенным потерям в доходах сельскохозяйственных производителей, сокращению посевов этих культур и ухудшает ситуацию с продовольственной безопасностью на региональном и глобальном уровне.
Что касается обращения стран к процедуре ВТО по модификации (пересмотру) тарифных обязательств, то такая ситуация на постсоветском пространстве возникала уже не раз.
В октябре 2011 г. Украина зарезервировала право на модификацию связанных тарифов в течение 3-х лет, начиная 1 января 2012 года. Количество заявленных к пересмотру товарных линий (371, включая 227 сельскохозяйственных) было критически воспринято рядом стран-членов ВТО, в т.ч. ЕС.
В 2015 году еще две постсоветские страны Армения и Кыргызстан подали нотификации в Секретариат ВТО о пересмотре связанных ставок импортных тарифов. Принятие единого ЕТТ ЕАЭС этими странами требует повторных переговоров в ВТО по процедуре указанной выше, так как их ставки импортных пошлин, согласованные при присоединении к Организации, по большому перечню товаров ниже ставок ЕТТ.
Казахстан, член ЕАЭС, недавно присоединившийся к ВТО, в ближайшее время не будет пересматривать свои тарифные обязательства перед ВТО и будет продолжать применять согласованные при вступлении в ВТО ставки импортных пошлин для стран-членов ВТО, не входящих в ЕАЭС.
Вопросы для обсуждения:
Какие сложности создает одновременное участие стран постсоветского пространства в региональных и двусторонних торговых соглашениях и в ВТО, и, соответственно, изменение торговой политики, для регулирования сельскохозяйственной торговли?
Например, каким образом регулируется перемещение продовольственных товаров внутри ЕАЭС с учетом того, что в некоторых случаях импортные пошлины одной страны (Казахстан) ниже ставок ЕТТ?
Хорошо, вероятно, товар должен сопровождаться сертификатом страны происхождения. Но об этом не говорится в тех постановлениях Правительства РФ, которыми вводятся односторонние меры (например, от 30.11.2015 N 1296 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" ).
Действительно, до с февраля 2014 года (Постановление Правительство Республики Казахстан от 22 января 2014 года № 23) на ввоз тростникового сахара-сырца без вкусо-ароматических или красящих добавок (коды ТН ВЭД ТС 1701 13, 1701 14) была установлена годовая квота на импорт в объеме 413 тыс тонн без уплаты таможенных пошлин для внутреннего потребления на территории Республики Казахстан.
Согласно тарифных обязательств Казахстана в ВТО на все виды тростникового сахара ставка адвалорного импортного тарифа не должна превышать 5% при импорте из третих стран-членов ВТО. Никаких тарифных импортных квот на сахар пр ввозе в Казахстан не было согласовано в ВТО.
Согласно Раздела X ‘Применение мер в одностороннем порядке’ Статьи 50 Протокола №7 к Договору о ЕАЭС: в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным разделами VII и VIII Протокола № 7 о мерах нетарифного регулирования в отношении третих стран, государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры.
Статья 38 Раздела VII ‘Общие исключения’ Договора ЕАЭС соответствует Статье XX Генерального соглашения о тарифах и торговле ВТО (ГАТТ/ВТО), а Статьи 42-44 Раздела VIII ‘Защита внешнего финансового положения и обеспечение равновесия платежного баланса’ соответствуют Статье XII ‘Ограничения для обеспечения равновесия платежного баланса’ ГАТТ/ВТО.
Страна может ограничивать количество или стоимость товара, которые разрешено импортировать при выполнении положений вышеуказанных статей.
Раздел IX ‘Лицензирование в сфере внешней торговли товарами”, который предшествует разделу X Протокола №7 к Договору ЕАЭС, как раз и содержит положения о лицензировании товаров, в том числе в случае введения в отношении этих товаров количественных ограничений (см. статьи 47-49 раздела IX.
В частности:
1. "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014), положение о применении мер в одностороннем порядке предусматривает, что в исключительных случаях государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры. Комиссия может принять решение о введении такой меры на таможенной территории Союза. В случае если решение не принято, временная мера действует не более 6 месяцев.
Таможенные органы государств-членов не допускают:
вывоз и ввоз соответствующих товаров, происходящих с территории государства-члена, без лицензии, выданной уполномоченным органом этого государства-члена. Государства-члены, не применяющие временную меру, предпринимают усилия по недопущению ввоза с товаров на территорию государства, применившего временную меру.
Я не встречала каких либо положений о лицензировании такого типа. Односторонние меры не отменяются через 6 месяцев. В чем же дело?
2. На тростниковый сахар-сырец без вкусо-ароматических или красящих добавок имеется указание в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 (ред. от 06.10.2015) "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования", в п. 2.25. "ТОВАРЫ, ПРИ ВВОЗЕ ИЛИ ВЫВОЗЕ КОТОРЫХ
УСТАНОВЛЕНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ". В решении говорится, что мера применяется при ввозе на территорию Республики Казахстан из третьих стран. Ввоз через страны ЕАЭС из третьих стран как-то регулируется Казахстаном?
3. Спирт, вино, водка, табак, сигареты согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 (ред. от 06.10.2015) "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" являются товарами, при импорте которых установлено исключительное право. Мера применяется в отношении товаров, происходящих из третьих стран и импортируемых в Республику Беларусь. Порядок применения исключительного права определяется согласно законодательству Республики Беларусь.
Соответственно, должны иметь место исключительные лицензии на ввоз, выдаваемые Республикой Беларусь. В то же время лицензирования между странами ЕАЭС нет. Как же осуществляется контроль?
4. Речь о 1347 тарифных линиях, пошлины по которым у Казахстана установлены согласно обязательствам перед ВТО. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 N 22 "О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации" предусматривает, что Республика Казахстан должна обеспечить использование товаров, ввезенных с территорий третьих стран с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам Казахстана, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению их вывоза на территории других государств-членов.
Правительствам другим государств-членов необходимо обеспечить: выработку стоимостных индикаторов риска и мер по минимизации риска, формирование на их основе профилей риска в отношении товаров, перемещаемых по ставкам Казахстана; применение профилей риска при практическом проведении таможенного контроля; мониторинг практики таможенного декларирования.
О каком таможенном контроле и таможенном декларировании идет речь в отношениях между странами ЕАЭС?
5. Те же самые 1347 тарифных линий: Согласно протоколу "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВВОЗА И ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (Бурабай, 16 октября 2015 года)Республика Казахстан создает систему учета товаров, включенных в перечень, вывозимых в другие государства-члены. Система учета должна предусматривать формирование и регистрацию в государственной базе данных Республики Казахстан товаросопроводительного документа, содержащего сведения о товарах, их количестве, сведения об уплате ввозных таможенных пошлин по ставке ЕТТ ЕАЭС. Наличие такого документа, зарегистрированного в системе учета, является условием вывоза соответствующих товаров в другие государства-члены.
Что это за документ? Какова его форма?
6. Наконец, тот же самый вопрос возникает, когда речь идет о специальных экономических мерах РФ. Пример: Указ Президента РФ от 28.11.2015 N 583 (ред. от 28.12.2015) "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики". Вводится запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации. Каким документом (лицензия?) регулируется ввоз турецких товаров через страны ЕАЭС? Существует ли таможенный контроль такого ввоза между странами ЕАЭС?
Дословно статья 4 Протокола "О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС" звучит так: “Товары, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), ввезенные на территорию Республики Казахстан из третьих стран по требованиям, отличающимся от требований нормативных актов в сфере ветеринарно-санитарных мер, входящих в право Евразийского экономического союза, и произведенная из них продукция, не могут перемещаться на территории других государств-членов.
Для этой цели Республика Казахстан обеспечивает принятие соответствующих национальных правовых актов и введение одобренной всеми другими государствами-членами системы обеспечения прослеживаемости подлежащих ветеринарному контролю (надзору) товаров, в отношении которых Республикой Казахстан применяются требования, отличающиеся от требований нормативных актов в сфере ветеринарно-санитарных мер, входящих в право Евразийского экономического союза, и произведенной из них продукции.
При перемещении из Республики Казахстан в другие государства- члены подлежащих ветеринарному контролю (надзору) товаров, в отношении которых Республикой Казахстан применяются требования, отличающиеся от требований нормативных актов в сфере ветеринарно-санитарных мер, входящих в право Евразийского экономического союза, и произведенной из них продукции, данные по прослеживаемости происхождения этих товаров и произведенной из них продукции должны передаваться в соответствующую национальную систему государства-члена, на территорию которого перемещается данная партия товара. Ввоз вышеуказанных товаров без передачи данных по их прослеживаемости не допускается. К нарушителям этих требований будут применяться соответствующие меры ответственности, предусмотренные законодательством государств-членов.
Здесь речь не идет о дискриминации. Статью 4 следует понимать так:
Товары из третих стран, ввезенные на территорию Республики Казахстан по требованиям, отличающимся от требований нормативных актов в сфере вет-сан мер, входящих в право ЕАЭС, не могут перемещаться на территории других государст-членов, если не создана система обеспечения прослеживаемости, а могут перемещаться только, если такая система создана и данные по прослеживаемости происхождения переданы в национальную систему государства-члена, на территорию которого ввозится этот товар. Ввоз же этих товаров без передачи данных по их прослеживаемости не допускается.
Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ считает необходимым ввести уголовную ответственность за незаконный ввоз в РФ санкционных продуктов и сельхозпродовольствия. ФТС недавно уведомляла о начале разработки проекта правительственного постановления. Целью проекта является отнесение санкционных товаров к стратегически важным, что позволит ввести уголовную ответственность за незаконный ввоз в Российскую Федерацию санкционных товаров. http://www.fruit-inform.com/ru/news/165255
Как указывают в ФТС, несмотря на введение запрета на ввоз в РФ из отдельных государств сельхозпродукции, сырья и продовольствия, таможенные органы продолжают выявлять факты незаконного перемещения указанной категории товаров. При этом мер административной ответственности за совершение указанных противоправных деяний недостаточно, считают в ведомстве.
Большинство дел об административном правонарушении возбуждены по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, размер штрафа по которой для юридических лиц составляет от 100 до 300 тыс. руб.