В свои 56 лет Соалай и посчитать не может число засух, случившихся на его веку в деревне Анкили на юге Мадагаскара. Когда случался неурожай, ему, как и многим другим приходилось мигрировать в поисках работы – он торговал цыплятами в Махаджанге, портовом городе на севере Мадагаскара, куда в тяжелые времена отправляются многие жители юга острова.
Последняя засуха в южном Мадагаскаре выдалась особенно тяжелой, и ему, отцу 12 детей, с шестью внуками, с большим трудом удалось сохранить землю и волов. «Эта засуха была особенно тяжелой. Мы, взрослые, ели только раз в день. А дети питались орехами, которые они собирали в буше», – вспоминает Соалай.
Во всем мире растет интенсивность и частота таких природных катастроф, как засухи. Так, теперь природные бедствия случаются в пять раз чаще, чем 40 лет тому назад. В некоторых районах, особенно страдающих от стихии, один кризис идет за другим, каждый раз сметая на своем пути все больше заработанных тяжким трудом и таких ограниченных ресурсов самых бедных и наиболее уязвимых людей.
Мадагаскар, будучи островом, особенно подвержен экстремальным погодным условиям – циклонам, наводнениям и засухам, которые с изменением климата становятся все интенсивнее. Мелкие фермеры составляют примерно 70% малагасийского населения, и трудности ведения сельского хозяйства в сухом, полузасушливом климате юга Мадагаскара усугубляются постоянными засухами, сильными ветрами и заиливанием. Неурожаи в результате экстремальных климатических явлений создают настоящий порочный круг нищеты.
В Мадагаскаре и так самый высокий в Африке уровень нищеты: 75% жителей острова живут менее чем на 1,25 долл. США в день, что является показателем международной черты бедности.
Большинство фермеров на юге страны обрабатывают совсем крошечные наделы земли, менее гектара, главным образом чтобы добыть продовольствие для своих семей. Любая потеря производства означает, что они не смогут даже свести концы с концами. В отдаленных районах, где нет дорог или иной инфраструктуры, земледельческие общины практически не имеют доступа к таким базовым сервисам, как водо- или электроснабжение, или рынкам для сбыта собственной продукции. А найти иные источники дохода в этом районе практически невозможно.
С 2014 года на юге Мадагаскара из-за засухи три сельскохозяйственных сезона подряд закончились неурожаем. Многие семьи были вынуждены прибегать к ненадежной стратегии выживания: продавали скот по низким ценам, мигрировали в поисках временного заработка или искали пропитание среди дикорастущих растений, таких, например, как красный кактус.