«Когда меня в июне прошлого года внесли в дверь больницы, никто не думал, что я выживу и смогу рассказать об этом», – вспоминает Адба Салех Мубарак. «Медсестры только взглянули на меня и показали дочери, чтобы она меня забирала. Они думала, я уже умерла», – вспоминает она. Но дочь настояла, чтобы медсестры получше осмотрели ее, и благодаря лечению Адба оправилась от острого заболевания холерой.
И хотя болезнь широко распространена в Йемене, за последние несколько лет вспышки инфекций достигали масштабов, не случавшихся на памяти живущих. Причиной этому стало главным образом разрушение инфраструктуры водоснабжения из-за конфликта плюс истощение водоносных слоев. А когда пресной воды так мало и системы канализации в аварийном состоянии, все больше и больше жителей пользуются водой сомнительного качества.
Адба, все еще заметно слабая, подозревает, что заразилась холерой от воды из станции очистки сточных вод Сана. Перегруженные сооружения спускают плохо очищенную сточную воду в канал, который идет через район Бани аль-Харит, где и живет Адба со своей дочерью и тремя внуками. Многие из местных жителей, в основном женщины и дети, пользуются этой небезопасной водой при выращивании овощей для собственного потребления и на продажу на рынках столицы.
«Когда-то этот район был нашим маленьким Эдемом. Мы выращивали самые разные овощи», – вспоминает Адба. Она на собственном печальном опыте узнала о рисках зараженной бактериями воды или пищи и теперь старается избегать контакта с ними. Но хотя фермеров и семьи предупреждали о всех опасностях использования воды из канала, получить этот бесценный ресурс так сложно, а потребность в нем так высока, что эти предупреждения часто игнорируются.