"Мы находимся в сложной ситуации вот уже почти три месяца, поскольку границы между Мали и Мавританией закрыты. Мы не можем ни перегонять, ни пасти, ни продавать свой скот. Наш скот голодает, и мы вынуждены дожидаться дождя, чтобы, наконец, накормить его", – делится ульд Не Салем.
Кризис во время кризиса
Помимо ограничений, связанных с COVID-19, и засухи ульд Не Салем отмечает и другую проблему: нарастание конфликта между скотоводами, не владеющими землей ни в одной из двух стран. Некоторые из них, отчаявшись из-за нехватки корма для скота, начинают добывать его собственными силами на сельскохозяйственных полях региона. Это непоправимым образом ухудшает отношения с местным населением, что со временем начинает отражаться на всех кочевых скотоводах.
Сам ульд Не Салем – тоже безземельный кочевой скотовод, но он отказывается пользоваться принадлежащими местным фермерам природными ресурсами. Конфликт разрастается на его глазах, порой его участники получают травмы или даже гибнут, а он ничем не может помочь.
"Кризис усугубляется из-за того, что скотоводы без разрешения берут солому и древесину, разрушая окружающую среду ради того, чтобы получить ресурсы", – рассказывает он.
Как предотвратить этот конфликт?
Трансграничные перемещения зачастую являются частью сезонного цикла миграции кочевых скотоводов, благодаря которой они получают доступ к пастбищным ресурсам сухого сезона и сезона дождей, а также к зимним и летним пастбищам. Ввиду кочевого характера своей деятельности скотоводы наделены конкретными, закрепленными на государственном уровне, правами пользования природными ресурсами в установленных территориальных коридорах. Двусторонними или международными соглашениями между странами им разрешается пересекать границы и пользоваться землей.
Одним из основных путей урегулирования конфликта в странах Сахели является повышение эффективности управления землепользованием. В этих целях ФАО содействует созданию многосторонних платформ, благодаря которым можно наладить связи между людьми и организациями, заинтересованными в совершенствовании землепользования, включая местное население, членов местных органов власти и организации, защищающие права уязвимых групп, таких как пастбищные животноводы. Благодаря таким платформам удается наладить диалог между этими сторонами, ранее не имевшими возможности взаимодействовать и консультироваться друг с другом, с тем чтобы разработать инклюзивные меры политики в области землепользования, обеспечивающие соблюдение прав каждой из сторон.
В Мавритании, где регулирование землепользования требует особого внимания, в настоящее время создаются как национальная, так и местная платформы. Национальная ассоциация защиты прав пастбищных животноводов (GNAP) принимает весьма активное участие в работе национальной многосторонней платформы, выступая за совершенствование регулирования вопросов владения и пользования ресурсами в интересах маргинализированных групп, таких как пастбищные животноводы.
"Вызывает беспокойство нынешнее положение как кочевых скотоводов, так и пользователей природных ресурсов, – рассказывает координатор GNAP Кане Алиу. – Эти платформы могли бы существенно содействовать повышению осведомленности и наращиванию потенциала фермеров, необходимого для того, чтобы они могли своими силами справляться с другими кризисами."