Дать больше воды в сельские районы Африки


Вода для сельскохозяйственных и санитарных нужд – это не пустая мечта

Самотечная шлюзовая оросительная система для подачи воды из реки Себве в Мубуку, Уганда ©ФАО/Ева Пек

24/11/2020

За несколько месяцев до начала пандемии COVID-19 в подготовленном под руководством ФАО докладе "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире – 2020" отмечалось, что Африка – это регион, где быстрее всего растет число недоедающих.

В докладе подчеркивалось, что, если ситуация радикально не изменится, к 2030 году Африка обгонит Азию и станет регионом, где будет проживать более половины всех голодающих мира. И это при том, что в Африке живет менее пятой части населения мира. А поскольку считается, что пандемия ведет к ускорению социальных тенденций и усиливает влияние подводных течений в экономике, этот печальный рубеж, если ничего не случится, может быть пройден даже раньше.

Отчасти это продиктовано историческими причинами. Но есть и другие причины, как например, наличие хронических очагов нестабильности и конфликтов, которые связаны с текущими событиями. Среди структурных причин определяющую роль играет неблагоприятный климат на значительной части континента.

Сухая, голая земля…

На составленной ФАО карте засушливых зон мира вся северная треть Африки, преобладающая часть ее южной трети и Африканский Рог обозначены багрово красным цветом. Основная часть континента, за исключением его центрального пояса, не получает даже пяти миллиметров осадков, которые считаются необходимым минимумом для ведения сельского хозяйства. А это значит, что воду можно добывать только из возобновляемых источников.

Однако более 60 процентов возобновляемых источников водных ресурсов в Африке расположены всего в пяти странах: Центральноафриканской Республике, Республике Конго, Габоне, Либерии и Сьерра-Леоне. Это означает, что для нужд пятидесяти стран Африки, среди которых самые крупные и населенные, остается всего треть водных ресурсов континента.

Ситуацию усугубляет пандемия COVID-19. Больше воды требуется для нужд гигиены: по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дополнительная мировая суточная потребность в воде только для мытья рук составляет около 58 кубических тонн. "Это почти десятая часть всего объема рек и озер и подземных вод Франции", – поясняет Махер Залман, который возглавляет работу группы ФАО по управлению водными ресурсами.

Но это еще не все: нам еще предстоит точно установить, сколько воды расходуется при содержании больных COVID в стационарах, однако, если мы вспомним ближайший такой прецедент – эпидемию тяжелого острого респираторного синдрома 2003 года, – то данные показывают, что это около 100 литров на одного пациента.

Слева/снизу: Источник: ФАО AQUASTAT; Справа/снизу: Источник: ЮНИСЕФ & ВОЗ, 2019

… ложное противопоставление…

Даже если не принимать во внимание воздействие COVID, факт остается фактом: в условиях острого дефицита воды конкуренция между сельскохозяйственным и санитарным потреблением воды наблюдается и в самые благоприятные периоды. Тем не менее, есть веские аргументы в пользу того, чтобы эти одинаково важные потребности удовлетворялись во взаимосвязи, а не в противоречии друг с другом, – и Салман в этом твердо убежден.

"Часто не приходится рассчитывать на то, что правительства передадут всю проблематику, связанную с водными ресурсами, в ведение одного ведомства или под эгиду одного административного органа, – отмечает он. – Однако в практике государственного управления должна обеспечиваться координация – а не соперничество, как это сложилось по традиции. Вода для производства продовольствия и вода для поддержания здоровья – здесь не должно быть непримиримого противоречия".

В докладе "УМНОЕ орошение – УМНЫЕ ВСГ" (где ВСГ расшифровывается как водоснабжение, санитария и гигиена) ФАО проанализировала уязвимость стран Африки, используя индикаторы нагрузки на водные ресурсы в сочетании с данными системы здравоохранения и показателями обеспечения продовольственной безопасности. Насыщенный аналитическими выкладками, этот доклад также представляет собой кладезь решений, помогающих использовать водные ресурсы более эффективно.

… и возможное решение проблемы

Например, сконструированные водно-болотные экосистемы – это искусственные водоемы, в которых благодаря естественным процессам происходит очистка сточных вод и их подготовка для безопасного использования в сельскохозяйственных оросительных системах. Есть методы, построенные на применении биостимуляторов (органических микроорганизмов, повышающих усвоение питательных веществ) для снижения транспирации – процесса испарения воды, который в неблагоприятных климатических зонах Африки лишает растения влаги. Это также и сетчатые экраны для конденсации воды из тумана; и сбор дождевой воды, стекающей с крыш строений, с помощью двухконтурной системы – в открытые каналы для орошения и в подземные емкости после обеззараживания для санитарных нужд; и целый ряд хитроумно сконструированных резервуаров и водоподъемных насосов.

Разветвленная сеть подводит воду из Нила в напорную оросительную систему в Асьюте, Египет ©ФАО/Ева Пек

Запоздалый приход пандемии COVID-19 в Африку, неразвитость транспортной инфраструктуры и меры, заблаговременно принятые Африканским центром по контролю и профилактике заболеваний – агентством Африканского союза, отвечающим за здравоохранение, судя по всему, оградили большую часть континента от наиболее губительных последствий пандемии. Также высказываются предположения, что положительную роль могла сыграть молодая возрастная структура населения. Однако до конца пандемии еще далеко. А в долгосрочной перспективе ни одному другому континенту не приходится, как Африке, жить одновременно в условиях острого дефицита воды, напряженной ситуации с продовольственной безопасностью и уязвимости систем здравоохранения.

Соавтор доклада, специалист по управлению водными ресурсами Ева Пек приветствует нас из Венгрии – страны, давно известной изобилием своих водных ресурсов и наличием большого научного потенциала в области гидрологии. Как объясняет Ева, она представляет уже третье поколение своей семьи, занимающееся этой дисциплиной. "Решения, которые мы предлагаем, – с воодушевлением говорит Ева, – рассчитаны на надежную работу в условиях Африки. Они не требуют больших затрат при установке, просты, но полностью меняют жизнь сельских домохозяйств и деревенских общин".

Доклад "УМНОЕ орошение – УМНЫЕ ВСГ" нацелен на выполнение триединой задачи: повышать информированность, служить руководством к разработке государственной политики и раскрывать возможности для инвестиций. Но в практическом плане его действенность помогут оценить чистые руки и цветущие поля.


 Дополнительная информация

3. Good health and well-being, 6. Clean water and sanitation, 9. Industry innovation and infrastructure