Беспрецедентное нашествие пустынной саранчи, с которым Кения столкнулась в начале 2020 года, грозило катастрофой для тысяч фермеров и сельских общин. Основным местом кормежки вредителя стали засушливые и полузасушливые земли страны, где проживают наиболее уязвимые мелкие фермеры и скотоводы. Подобно живому ковру, кулиги личинок саранчи накрывали обширные пространства, а стаи вредителя добирались до самых отдаленных мест.
Сержант Брайан Одхиамбо из Национальной молодежной службы (НМС) Кении вспоминает, как он был встревожен. "Пустынная саранча опустошает пастбища и поля, которые обеспечивают нашу страну продовольствием. А это означает, что на наших столах не будет еды", – думал он. "Когда все, что было выращено в семейном хозяйстве, оказывается уничтожено пустынной саранчой, семье грозит голод. Наши дети не смогут ходить в школу голодными".
Ситуация была серьезной. Поля и пастбища покрывали стаи прожорливых насекомых в таких огромных масштабах, которых не наблюдалось уже несколько поколений, при этом у Кении не оказалось ни опыта, ни возможностей для борьбы с ними. Поскольку из-за частых засух уровень отсутствия продовольственной безопасности был и без того высок, находящиеся в группе риска фермеры и скотоводы вряд ли смогли бы выдержать еще один удар.
Сплотиться, чтобы отразить угрозу
Но Кения сплотилась, чтобы отразить угрозу. Специальные операции по борьбе с пустынной саранчой носят комплексный характер, и для их проведения необходимо привлекать хорошо обученные группы, поэтому правительство Кении при поддержке ФАО подготовило 696 разведчиков из числа местного населения, 140 работников окружных служб по распространению знаний, 25 специалистов по окружающей среде, охране здоровья и безопасности и 60 сотрудников окружных сельскохозяйственных служб по противосаранчовым мероприятиям.
Правительство также привлекло членов Национальной молодежной службы (НМС), волонтерской и образовательной организации для молодых граждан, которые сыграли ключевую роль в борьбе с пустынной саранчой. Было проведено обучение 500 членов Национальной молодежной службы (НМС) и 20 руководителей ее подразделений, включая сержанта Брайана, который позже возглавил группу из 200 обученных волонтеров, принявших участие в противосаранчовых мероприятиях.
Для отдаленных районов полузасушливой северной части Кении характерен чрезвычайно пересеченный рельеф местности, что сильно затрудняет передвижение. Так что задача была нелегкой. Еще более осложняли проведение противосаранчовых мероприятий в этих отдаленных и суровых регионах страны действовавшие в то время ограничения, связанные с пандемией COVID-19.
"Когда страна подверглась нашествию саранчи, это воспринималось как угроза. Ситуация обсуждалась всеми радиостанциями и телеканалами. Многие кенийцы не понимали, что собой представляет эта саранча, – рассказывает сержант Брайан. – Я был рад возможности поехать и узнать о ней больше, и я принял участие в операции по ее уничтожению".