Самые первые воспоминания Ниссы Варгадипурас связаны с тем, как она училась жить в гармонии с природой. За домом, где она росла, расположенном в небольшом холмистом городке Гаруте в провинции Западная Ява начиналась опушка леса, где ее отец сажал овощи, травы и фрукты. Ее мать готовила традиционные лекарственные средства из растений для своих родных и соседей.
“Каждый раз, когда я возвращалась из школы, моя мать просила меня пойти "на охоту", — рассказывает Нисса. Традиция "охоты рядом с домом" долгое время была частью жизни народности сундов в Западной Яве, Индонезия. Я "охотилась" на гуаву, кокос, куркуму, кайенский перец и все остальное. Все, что мне было нужно, я находила на участке родителей за домом".
Для живущих в деревне Ниссы сундов дом — это не только место отдыха и укрытия, но и средство обеспечения пропитанием и заработком.
Идиллические воспоминания Ниссы о ее детстве в Гаруте иллюстрируют тот факт, что семейные фермерские хозяйства являются традиционной частью сельского уклада жизни индонезийцев. Но ее борьба за сохранение традиций в условиях политических неурядиц и нищеты наглядно демонстрирует, с какими угрозами сталкиваются семейные фермерские хозяйства по всей Индонезии.
Поиск решений
Нисса впервые осознала, что источники средств существования ее семьи – и других фермеров в Гаруте – находятся под угрозой, в 1989 году, когда училась в старших классах школы. Она присоединилась к студенческому движению, выступавшему в защиту прав местных фермеров и против государственной политики приобретения земель.
Борьба дала результаты. "В 1997 году около 700 фермерам наконец-то вернули их земли", — рассказывает она.
В следующем году Нисса и ее друзья основали "Союз пасунданских фермеров". Эта организация стала одной из наиболее влиятельных фермерских организаций Западной Явы и на сегодняшний день насчитывает более 100 000 членов.
Возвращение своих земель было первым шагом, но это не спасло фермеров от ужасов нищеты.
Нисса на себе испытала все тяготы, когда она жила в фермерской общине у подножия горы Папандаян в Западной Яве. Фермеры сажали овощи, ориентируясь на заказы посредников, контролировавших центральный рынок города. Посредники снабжали фермеров семенами, агрохимическими удобрениями и витаминами. Они также призывали фермеров перейти к монокультурной специализации для выполнения своей нормы выработки. По причине высоких производственных затрат фермеры попадали во все большую зависимость от посредников, а когда цены на овощи упали, они остались почти без заработка.