Когда десять лет тому назад д‑р Манодж Кумар Шахи стал ветеринаром, он дал клятву: "использовать свои навыки на благо фермеров и общества". Это обещание было нетрудно сдержать, пока его не назначили ветеринарным врачом в Дарчуле, районе в 950 км к северу от столицы Непала Катманду. Район Дарчула, расположенный в холодном гималайском регионе на высоте от 1200 до 5000 метров над уровнем моря, является одной из самых высокогорных населенных местностей страны.
Несмотря на то, что в районе есть покрытые зеленью земли, которые делают его идеальным местом для выпаса сельскохозяйственных животных, добраться до него по-прежнему сложно из-за плохих дорог.
"Дорога до деревни занимает два дня, и попасть в нее можно только пешком. Здесь нет никаких иных средств передвижения или общественного транспорта. Чтобы добраться до ближайшей ветеринарной службы, нужно совершить трудный пеший переход", – рассказывает он. "Но я был настолько привержен своему призванию заботиться о здоровье животных, что расстояние для меня не имело значения".
Угроза не только домашнему скоту
В 2013 году фермеры Дарчула забеспокоились после внезапной гибели нескольких коз. В то время д-р Манодж отвечал за диагностику, лечение и мониторинг вспышек заболеваний и, при необходимости, информирование региональных ветеринарных служб. Он незамедлительно отреагировал, взяв образцы у коз и отправив их в региональную ветеринарную лабораторию в Дхангадхи. Был поставлен диагноз – чума мелких жвачных (ЧМЖ). ЧМЖ, также известная как чума овец и коз, представляет собой высококонтагиозное заболевание животных, поражающее домашних и диких мелких жвачных, смертность от которого достигает 80 процентов.
"В то время я чувствовал себя очень виноватым и был сильно расстроен, потому что я мало что мог сделать, чтобы бороться со вспышками болезни. Последствия вспышки оказались тяжелыми – более 500 коз погибли, и фермеры находились в подавленном состоянии, поскольку они живут за счет козоводства".
Непал сообщил о первой вспышке ЧМЖ в стране в 1994 году, и с тех пор такие сообщения появляются регулярно. В стране продолжается государственная программа вакцинации. Тем не менее, ЧМЖ продолжает представлять угрозу для 18,76 млн малоимущих жителей, которые держат сельскохозяйственных животных в качестве источника пищи и постоянного дохода.
"Для меня это стало поворотной точкой, – вспоминает он. – Благодаря этому случаю я понял, что ветеринары должны иметь возможность предотвращать болезни животных и бороться с ними, а не только реагировать на вспышки. Мы несем ответственность за защиту доходов этих фермеров, их источников средств к существованию".