Какoвы барьеры и возможности для ученых и других обладателей знаниями при внесении вклада в формирование политики для повышения уровня эффективности, инклюзивности, невосприимчивости к внешним воздействиям и устойчивости агропродовольственных систем?
С учетом важности и неотложной потребности в использовании потенциала науки и инноваций для преодоления взаимосвязанных социальных, экономических и экологических проблем агропродовольственных систем на глобально справедливой, инклюзивной и устойчивой основе, впервые в истории была разработана Стратегия ФАО в области науки и инноваций (Стратегия) на основе инклюзивного, прозрачного и консультативного процесса. Оно является ключевым инструментом поддержки реализации Стратегической рамочной программы ФАО на 2022–2031 годы и, следовательно, Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
В Стратегии говорится, что в основе технической работы и нормативного руководства ФАО будут лежать наиболее достоверные, актуальные и авторитетные имеющиеся фактические данные и что фактические данные будут проходить тщательную, прозрачную и беспристрастную оценку. Стратегия основывается на семи руководящих принципах, а тремя взаимодополняющими ключевыми направлениями, которые определяют ее основные приоритеты и объединяют девять результатов, являются: 1) укрепление науки и процесса принятия решений на основе фактических данных; 2) поддержка инноваций и технологий на региональном и страновом уровнях; и 3) улучшение качества обслуживания членов путем укрепления потенциала ФАО. Во всех трех ключевых направлениях учитываются два фактора, способствующих повышению эффективности: трансформационные партнерства, инновационное финансирование и оказание поддержки.
Десятилетия усилий, предпринимаемых во всем мире в области развития, показали, что узкие подходы и технологические быстрые решения не работают, особенно в долгосрочной перспективе. Наука и инновации могут стать мощным двигателем для преобразования агропродовольственных систем и ликвидации голода и проблемы неполноценного питания, но только в том случае, если они сопровождаются формированием правильной благоприятной среды. Эта среда включает сильные институты, благое управление, политическую волю, благоприятная нормативно-правовую базу и эффективные меры по обеспечению равенства между субъектами агропродовольственных систем. В целях обеспечения этого в Стратегии подчеркивается необходимость использования следующих руководящих принципов в качестве основы для действий в области науки и инноваций: основанные на правах и ориентированные на людей; обеспечивающие гендерное равенство; основанные на фактических данных; ориентированные на удовлетворение потребностей; увязанные с принципами устойчивого развития; учитывающие риски; основанные на этике.
Еще один урок, включенный в сферу охвата Стратегии, заключается в том, что отдельные дисциплины сами по себе не способны решать системные проблемы целостным образом, что приводит к растущему пониманию необходимости поддержки науки устойчивого развития, междисциплинарности и трансдисциплинарности. Несмотря на то что наука имеет основополагающее значение, в Стратегии также признаются знания коренных народов и мелких производителей в качестве важного источника инноваций для агропродовольственных систем.
ОБОСНОВАНИЕ ДАННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Наука и фактические данные необходимы для принятия обоснованных решений, но не обязательно обеспечивают единственно верный курс действий. Итоги научных исследований могут быть ограничены недостаточным объемом данных, неопределенностью, противоречивыми результатами и могут быть оспорены. На принятие решений часто влияет множество как структурных, так и поведенческих факторов и барьеров, а также множество заинтересованных сторон с различными ценностями и со значительным дисбалансом распределения полномочий.
Один из девяти результатов Стратегии (Результат 2 в рамках Ключевого направления 1) направлен на укрепление взаимосвязей между наукой и политикой[1] в интересах агропродовольственных систем. Стратегия указывает, что ФАО будет укреплять свой вклад в создание механизмов взаимодействия науки и политики на национальном, региональном и глобальном уровнях для поддержки организованного диалога между учеными, лицами, формирующими политику, и другими соответствующими заинтересованными сторонами в интересах инклюзивного процесса формирования научно-обоснованной политики для повышения уровня ее согласованности, общей ответственности и расширения коллективных действий. Дополнительная ценность вклада ФАО обеспечивается путем уделения особого внимания национальному и региональному уровням в дополнение к глобальному уровню, рассмотрения вопросов, имеющих отношение к агропродовольственным системам, с учетом соответствующей информации и аналитических данных, подготовленных в рамках существующих механизмов взаимодействия науки и политики, таких как Группа экспертов высокого уровня по вопросам продовольственной безопасности и питания (ГЭВУ-ПБП), Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) и Межправительственная научно-политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам (МПБЭУ), а также путем обеспечения постоянного и эффективного диалога в рамках институциональной архитектуры, обеспечиваемой руководящими органами ФАО.
Интеграция науки и фактических данных в процессы принятия эффективных решений в рамках агропродовольственной системы остается серьезной проблемой. Например, по целому ряду причин лица, определяющие политический курс, могут не сообщать ученым и другим обладателям знаний о своих потребностях, а ученые и другие обладатели знаний могут не принимать активного участия в процессе формирования политики. Кроме того, их участию могут помешать различные препятствия.
Именно на этом фоне Главное научное управление организовало настоящую онлайн-консультацию для дальнейшего выявления и понимания барьеров и возможностей, которые встречаются ученым и другим обладателям знаний (черпающим свои знания из других систем знаний, включая коренные народы, мелких производителей и т. д.) в процессе осуществления вклада в формирование политики в целях повышения уровня эффективности, инклюзивности, невосприимчивости к внешним воздействиям и устойчивости агропродовольственных систем.
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ЗАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ НАСТОЯЩЕЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Мы предлагаем участникам ответить на некоторые или все указанные далее вопросы для обсуждения (в зависимости от их опыта) и привести соответствующие примеры.
1 |
Анализ сложностей и практических проблем, связанных с взаимодействием науки и политики |
|
|
2 |
Производство знаний в целях формирования политики |
|
|
3 |
Трансляция знаний в целях формирования политики |
|
|
4 |
Оценка фактических данных |
|
|
5 |
Примеры |
| Поделитесь любыми примерами того, как наука, фактические данные и знания, полученные в результате вашей работы или работы вашей организации/университета, впоследствии использовались в качестве основы для принятия решений. |
Комментарии принимаются на любом из шести официальных языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки).
Ваши вклады в онлайн-консультацию будут обобщены и проанализированы Главным научным управлением ФАО. Результаты будут использованы в работе по разработке руководящих принципов по укреплению взаимодействия науки и политики, а также процессов формирования политики, основанных на научных достижениях и фактических данных, в интересах агропродовольственных систем, что будет содействовать обеспечению принятия эффективных политических решений на основе достаточных, актуальных и достоверных научных и фактических данных. Протоколы полученных материалов будут размещены в открытом доступе на веб-странице данной консультации.
Мы будем рады получить ваш ценный вклад и изучить ваш опыт.
Д-р Прит Лиддер, технический советник Главного научного управления ФАО
[1] Стратегия определяет термин «механизм взаимодействия науки и политики» как механизм проведения организованного диалога между учеными, политиками и другими соответствующими заинтересованными сторонами в поддержку инклюзивного научно-обоснованного формирования политики. Эффективное взаимодействие науки и политики характеризуется актуальностью, легитимностью, прозрачностью, инклюзивностью, а также осуществлением непрерывного и эффективного диалога через соответствующую институциональную архитектуру.