От красного пальмового долгоносика – опасного вредителя деревьев – может пострадать вся мировая отрасль производства фиников, включающая в себя как крупные, так и бесчисленное количество мелких хозяйств, общий оборот которой составляет 13 млрд долл. США. ©thecottonhill/shutterstock.com
Ствол финиковой пальмы начинает гудеть еще задолго до ее гибели. Этот едва слышимый звук сигнализирует об агонии. Высокая и стройная, пальма до самого конца гордо тянется вверх. Со стороны это незаметно, но, по мере того как красный пальмовый долгоносик все глубже вгрызается в ствол, жизнь из нее постепенно уходит. Rynchophorus ferrugineus наступает по всем фронтам.
"Этот жук попал на Ближний Восток из Юго-Восточной Азии в 1980-х годах" – рассказывает Хассан аль-Айед, профессор энтомологии при Научно-технологическом центре имени короля Абдул-Азиза в Эр-Рияде. Теперь он делится с ФАО результатами своих двадцатилетних наблюдений за красным пальмовым долгоносиком. "Впервые его завезли на восток Саудовской Аравии вместе с импортированными в страну декоративными пальмами. Тогда распространение вредителя можно было бы легко остановить. Но этого сделано не было".
И теперь каждый год его лапки, а точнее изогнутый, покрытый волосками хоботок дотягивается до все новых стран и регионов. С Ближнего Востока он распространился в некоторых регионах Африки, на Кавказе и в Средиземноморье. В 2019 году северная граница его распространения дотянулась до Балкан.
Это крайне инвазивный групповой вредитель. В стволе пораженной пальмы обитают сразу несколько поколений долгоносика: личинки, куколки и взрослые особи. Самки откладывают в трещины на стволе до 300 яиц за раз. Вылупившиеся из них личинки вгрызаются в ствол, оставляя за собой ходы, заполненные буровой мукой: смесью экскрементов и пережеванных древесных волокон. Они вгрызаются все глубже и глубже, но услышать звук их разрушительной работы можно только с помощью дорогостоящего специального оборудования.
Иногда фермерам удается своевременно диагностировать поражение по потекам буровой муки и спасти часть пальм. Однако чаще всего дерево гибнет бессимптомно в результате разрушения его сосудистой системы.
В 2010 году на карибском острове Аруба во всю шла застройка живописного побережья. "Они захотели высадить много декоративных пальм", – вспоминает профессор аль-Айед, – "и закупили их по дешевке в Северной Африке. Привезенные деревья оказались зараженными". Теплый и влажный климат Арубы идеально подошел для размножения вредителя, и оттуда он перебрался на расположенный рядом Кюрасао.
В течение долгого времени считалось, что распространение долгоносика связано с его способностью перелетать на большие расстояния. Однако эта теория была недавно опровергнута: максимальная задокументированная дистанция непрерывного полета этого насекомого не превышает 69 метров. "Долгоносику удается перемещаться на огромные расстояния по всему миру только из-за недостаточного контроля при международной торговле пальмовыми деревьями", – поясняет профессор аль-Айед.
Вверху слева: "Пальмовый долгоносик – наша главная беда", – говорит Анвар Хаддад, руководитель Иорданской ассоциации производителей фиников. ©Anwar Haddad; Внизу справа: Лучшие сорта фиников на международных рынках стоят дорого. ©Galiyah Assan/shutterst
Ближний Восток с его развитым сектором производства фиников пострадал от нашествия долгоносика сильнее всего. По оценкам ФАО этот вредитель уничтожил финиковых пальм на сумму 500 млн долл. США, поставив на грань разорения миллионы фермеров.
Анвар Хаддад возглавляет Иорданскую ассоциацию производителей фиников. На севере Иорданской долины участки зачастую крошечные, деревья старые, а сорта непопулярные. Даже в лучшие времена местные производители едва сводят концы с концами; по оценкам г-на Хаддада, 80 процентов местных ферм поражены долгоносиком. Но даже в центральных и южных районах долины, где развито крупнотоварное, ориентированное на экспорт производство, поражено до 20 процентов деревьев и эта цифра продолжает расти.
"Этого мы боимся больше всего, это наша главная забота", – поясняет г-н Хаддад. "До недавнего времени производители скрывали информацию о заражении: они боялись, что это подорвет доверие рынка и отразится на ценах на саженцы. Мы приложили немало сил, чтобы изменить их отношение, и теперь они открыто обращаются за помощью".
Лучшие сорта – темный Аджва из Саудовской Аравии или более распространенный янтарный Меджул – стоят дорого. Но это не просто товар. В культуре Аравийского полуострова, Северной Африки и Леванта финики имеют не только экономическую ценность, но и мистический подтекст. Финик – символ изобилия и достатка, который испокон веков используется в декоративных орнаментах, упоминается в святом писании и считается у бедуинов суперпродуктом. Даже ФАО пропагандирует финик как "крайне полезный фрукт".
"Человек может жить на одних финиках и воде, и до недавнего времени многие именно так и жили", – рассказывает Маджед эль-Каки, агроном из Египта и ведущий специалист ФАО по борьбе с красным пальмовым долгоносиком. "Я рос в городе и питался более разнообразно, но финики до сих пор являются неотъемлемой частью нашего ежедневного рациона".
Обработка пальм на улицах Туниса. ©️ ФАО/Даниэль Бомонт
В конце 2019 года ЮНЕСКО провозгласила финиковую пальму объектом нематериального культурного наследия. Нашествие долгоносика не только снижает рентабельность крупных производителей и грозит разорением мелким, но и наносит ущерб региональной идентичности.
По словам г-на эль-Каки технически от вредителя можно избавиться: Мавритания, расположенная на самом западе Сахары, теперь считается свободной от долгоносика, в Соединенных Штатах также успешно ликвидирован изолированный очаг в калифорнийском местечке Лагуна Бич. "Несмотря на успехи, проблема борьбы с долгоносиком заключается в том, что ею в основном занимаются коммерческие компании, которые сулят панацею, но не всегда располагают реальными подтверждениями эффективности предлагаемых ими методов".
Г-н эль-Каки считает более правильным инклюзивный подход с опорой на государственную политику и сочетающий меры как институционального, так и практического характера. Вместе со своими коллегами он обобщает данные, разрабатывает рекомендации и координирует усилия по борьбе с долгоносиком в пострадавших от него регионах. Они также апробируют приложение "СусаХамра" (название долгоносика на арабском языке): после развертывания оно будет использоваться для сбора данных с мест о том, что и где удалось сделать. Ведется работа над глобальной базой данных производителей, экспортеров и импортеров фиников. В свою очередь ФАО помогает странам разрабатывать законодательство и наращивать фитосанитарный потенциал.
На уровне плантаций уже также накоплен огромный практический опыт, позволяющий изменить ситуацию к лучшему. Поскольку долгоносик предпочитает поврежденные деревья, то при удалении боковых отростков срез необходимо сразу же обработать и запечатать. Инспектировать деревья необходимо не реже одного раза в шесть недель. Следует постоянно контролировать питание растения и следить за уровнем влажности. В Иордании Ассоциация производителей фиников создает группу инженеров-агрономов, которые дважды в месяц будут инспектировать плантации и обучать работников, прежде всего севере страны, где положение сложилось особенно тяжелое.
В случае выявления зараженных пальм они будут уничтожаться с соблюдением необходимых мер предосторожности. На соответствующих плантациях будет незамедлительно вводиться карантин и запрет на торговлю саженцами. По словам профессора аль-Айеда, карантинные меры, введенные в некоторых районах Саудовской Аравии, помогли защитить их от долгоносика, несмотря на то, что он уже распространился за пределами страны.
Обеспечение продовольственной безопасности во всем мире также потребует искоренения красного пальмового долгоносика. Опыт ФАО подсказывает, что эта комплексная задача, вероятнее всего будет окончательно решена только при жизни будущих поколений. Однако уже сейчас, даже учитывая ее масштабы, она выглядит все более реалистичной.
Подробнее см.