Food and Agriculture Organization of the United NationsFood and Agriculture Organization of the United Nations

Балканские байты: как цифровое агропредпринимательство меняет страну


При поддержке ФАО и ЕБРР молодой социальный предприниматель связывает воедино черногорскую глубинку

Share on Facebook Share on X Share on Linkedin

Активный приверженец агроцифровых технологий Марко Мараш подметил соответствующую потребность в сельскохозяйственном секторе Черногории и создал платформу электронной коммерции и обмена знаниями. ©Ведран Илич

14/06/2021

В марте 2021 года черногорская корова стала первым известным представителем этого вида – по сути, первым фермерским активом любого рода – который был куплен за виртуальную валюту в западной части Балкан. Ей дали забавное, но вполне подходящее имя – Биткоинка.

Корова была продана за 0,013 биткойна, что на тот момент было эквивалентно 1600 долл. США. После этого она достигла известности, которая обычно ассоциируется со звездами реалити-шоу, заполняющими телеэкраны Черногории. В ее собственной стране и по всем западным Балканам забурлили разговоры о цифровых сельскохозяйственных рынках. То, что это произошло в среде, где всего несколько лет назад о продаже животного узнавали по слухам, а покупка совершалась за наличные деньги, во многом заслуга одного молодого человека.

Молодого человека, лишившегося в результате кражи оборудования, которое он использовал в своей предпринимательской деятельности, и решившего заняться преобразованием своей родной страны.

Крупный рогатый скот, страна и видеокассеты

Марко Марашу 31 год. Высокий, нескладный и словоохотливый, с собранными в "конский хвост" длинными светлыми волосами, он, по его собственному признанию, не соответствует образу типичного черногорского фермера. Да он им и не является, хотя и работал помощником на ферме. Если его послушать, то крестьянская жилка была у него всегда – но до середины 2010-х годов никак себя не проявляла. Марко занимался тем, что сдавал в аренду видеоаппаратуру в столице Черногории Подгорице, когда в его жизни случился резкий поворот. "У меня украли оборудование на сумму 20 тыс. долл. США", – рассказывает он.

Вот отсюда все и пошло. В мгновение ока все изменилось; и где-то в глубине души зашевелилось настоящее призвание. Марко собрал вещи и переехал в Южную Америку. Он участвовал добровольцем в проектах по развитию сельских районов в Боливии, Эквадоре и Перу – пока не почувствовал то, что он называет "тягой". "Во мне заговорило чувство патриотизма", – объясняет он. Он имеет в виду глубинный, неброский патриотизм – такой, когда душа болит за существующие в стране проблемы и рвется их устранить.

Черногория, которая обрела независимость только в 2006 году, – обладательница многовековой истории, но политически совсем юная страна. Это одна из наименьших стран в мире, как по площади, так и по населению, насчитывающему чуть более 600 тыс. человек. Высокие хребты круто спускаются к побережью Адриатического моря; над пляжами и оливковыми рощами возвышаются альпийские луга. Основной доход, исключая период пандемии COVID-19, приносит туризм. На долю сельского хозяйства приходится лишь несколько процентов ВВП. Тем не менее, и в социальном, и в эмоциональном плане оно сохраняет актуальность. Количество фермеров не превышает 50 тыс. человек. Но так или иначе почти треть рабочей силы зависит от работы на селе.

Как и повсюду в регионе, в эпоху социализма часть сельскохозяйственных угодий Черногории была передана коллективным хозяйствам. После возвращения земли в частные руки страна оказалась усеяна мелкими семейными фермами: наличие четырех или пяти коров в среднем считается уже хорошим показателем для животноводческих хозяйств. Фермерская среда предельно разрознена. Случаи добровольного объединения встречаются редко.

Разведение кур

Вернувшись на родину, Марко стал помогать на фермах бесплатно или за еду. При этом он подумывал о том, чтобы, возможно, заняться разведением кур. Он не питал особых иллюзий: из‑за ограниченных возможностей для занятия сельским хозяйством молодые люди, подобные ему, оказались на селе почти вымершим видом. Тем не менее, "тяга" не ослабевала: "Моя идея заключалась в том, чтобы наполнить горы Черногории жизнью".

Где можно купить кур, чтобы начать свое дело? Не было почти никакой информации о том, кто мог их продавать, и почти полностью отсутствовали услуги маркетинговой поддержки. Перед желающим заниматься птицеводством открывались следующие перспективы: либо родиться в этой среде, либо забыть об этой идее. А те, кто родился в этой среде в последние 30 лет, скорее всего будут работать за границей.

Сверху/слева: Черногорский пейзаж усеян небольшими фермерскими хозяйствами. Снизу/справа: Вначале Марко собирался заняться выращиванием кур, но в конечном счете возобладала тяга к агропредпринимательству. ©Агентство регионального развития/Елена Кривчевич

Планы снова поменялись. Выращивание кур было отставлено. Вместо него было предпринято системное вмешательство, пусть даже и с импровизированной, идущей снизу инициативой. В 2017 году Марко создал сайт частных объявлений, который он называет "Крейгслист для агрономов", с доменным именем seljak.me. Затем он приступил к привлечению поставщиков.

"Я занимался этим самым что ни на есть аналоговым способом, который только можно вообразить, колесил по горным дорогам и останавливался всякий раз, когда видел пару пасущихся коз, выпрыгивал из машины и убеждал пастуха в преимуществах цифрового предпринимательства", – смеется он. – Я замечал, как они окидывали меня оценивающим взглядом, как будто спрашивая – кто такой, черт возьми, этот парень и откуда он взялся?"

Селяк – крестьянин на черногорском. В принципе, это уничижительное слово, которое получило новое, положительное значение. Со временем веб-сайт превратился в первый одноуровневый сетевой сельскохозяйственный рынок Черногории, позволяющий фермерам покупать и продавать факторы производства от семенного картофеля до электрических опрыскивателей – или даже таких животных, как корова Биткоинка. В конце мая 2021 года сайт seljak.me был перезапущен в виде полноценной платформы электронной торговли и обмена знаниями: на нем по-прежнему предлагается обслуживание клиентов почти в реальном времени.

Марко только недавно начал платить себе, да и то немного. Цель заключалась не в получении прибыли, а в создании своего рода формы социального предпринимательства, содействующей укреплению сельских районов и консолидирующей при этом национальное сообщество. "Патриотизм для меня означает единение. Связывание воедино нашего края".

ФАО и ЕБРР подставляют плечо

"В Черногории есть море и горы, а также огромное разнообразие традиционных агропродовольственных товаров", – рассказывает специалист ФАО по экономике сельского хозяйства Нина Коутс. ФАО совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) расширяет сферу применения сайта seljak.me в рамках комплекса мероприятий двух организаций по борьбе с последствиями COVID-19. Эта совместная работа направлена на укрепление коротких продовольственных товаропроводящих цепочек и обеспечение маркетинговой и информационно‑технологической поддержки. Кроме того, осуществляется привлечение мелких производителей и объединение предложений их продукции для продажи отелям и розничным торговцам. Наконец, в условиях, когда Черногория ведет переговоры о присоединении к Европейскому союзу, ФАО предлагает техническую помощь для регистрации неформальных фермерских хозяйств и обеспечения более строгого соблюдения стандартов безопасности пищевых продуктов.

ФАО и ЕБРР помогают объединять предложения мелких производителей. ©Агентство регионального развития/Елена Кривчевич

От эксцентричности до знаменитости

Растущее освещение в СМИ и одобрение общественности на местах начали открывать двери для Марко в среде, где, по его словам, "скептицизм по отношению ко всему – стандартная позиция. Я уже не в рамке с надписью «забавный парень с бредовыми идеями»".

"Он их много выдает", – смеется Коутс из ФАО. – Примерно двенадцать штук в минуту. Прямо-таки фонтанирует ими. Но я считаю их скорее блестящими, чем бредовыми. Марко меняет укоренившиеся у молодых фермеров и потребителей стереотипы".

Одна из таких идей – поиск путей использования технологии блокчейна на благо фермеров. Другая – заключение фермерами договоров с операторами мобильной связи о снабжении скота недорогими GPS‑трекерами, что сделает выпас скота менее обременительным и, следовательно, более привлекательным для молодых работников.

Общий ажиотаж вокруг Марко и его партнеров еще больше подогревает энтузиазм Коутс, поскольку пандемия свела на нет доходы от туристического сектора, что вынуждает сельское население Черногории искать способы получения доходов за счет внутреннего производства. "Итак, – улыбается она, – давайте попытаемся обернуть эту неблагоприятную ситуацию себе на пользу или, как говорится, сделаем из этого лимона цифровой лимонад. Пока в Черногории, ну а дальше – кто знает – везде, где сельское хозяйство нуждается в таких новшествах".

Ссылки на тему

Дополнительная информация