Долетит ли пустынная саранча до России? Отвечают эксперты ФАО
23 июня Отделение ФАО для связи с Российской Федерацией провело вебинар на тему продолжающегося нашествия саранчи в Восточной Африке и роста угрозы для стран Кавказа, Центральной Азии (КЦА) и Российской Федерации, а также представило меры, предпринимаемые ФАО для борьбы с вредителями.
Пустынная саранча (Schistocerca gregaria) является самым опустошительным перелетным вредителем в мире. Это прожорливое насекомое в день съедает количество пищи, равное собственному весу, предпочитая продовольственные и кормовые культуры.
ФАО объявила ликвидацию нашествия пустынной саранчи в Восточной Африке одной из своих приоритетных задач и принимает оперативные меры по оказанию поддержки странам-членам в борьбе с вредителями.
Саранча и кузнечики представляют серьезную угрозу для сельского хозяйства на Кавказе и в Центральной Азии (КЦА). Три вида саранчовых вредителей, итальянский прус (Calliptamus italicus), мароккская саранча (Dociostaurus maroccanus) и азиатская перелетная саранча (Locusta migratoria) угрожают продовольственной безопасности и источникам средств к существованию населения в обоих этих регионах, а также в прилегающих районах северного Афганистана и юга Российской Федерации. В зоне опасности находятся свыше 25 миллионов гектаров пашни и пастбищ.
Могут ли стаи пустынной̆ саранчи достичь региона КЦА? «Такое случалось в прошлом – стаи залетали через Афганистан в Туркменистан и Узбекистан (почти до Аральского моря!) в 1929 году», – рассказал в своём выступлении на вебинаре Александр Лачининский, сотрудник по вопросам сельского хозяйства Отдела растениеводства и защиты растений ФАО. Летучие вредители проникали через Иран в Азербайджан и Армению в 1930 году. Последнее масштабное нашествие постигло Туркменистан в 1962 году.
«В прежние годы такие залёты происходили весной, до июня месяца. Летом и осенью такие напасти маловероятны» – разъяснил ситуацию эксперт ФАО.
«Дорогие коллеги, совместно с ФГБУ «Россельхозцентр» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, штаб-квартирой ФАО в Риме и региональной штаб-квартирой ФАО в Будапеште мы созвали этот вебинар, собравший авторитетных международных экспертов, для обсуждения нашествия саранчи в ряде стран, », – сказал во вступительном слове модератор дискуссии Олег Кобяков, Директор Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией.
«Нынешняя ситуация с распространением саранчи в мире не имеет аналогов», – подчеркнул он. «Тем не менее, успехи в борьбе с вредителем уже заметны. Как отметил Гендиректор ФАО Цюй Дунъюй, в Кении, одной из самых пострадавших стран, количество районов, пораженных саранчой, сократилось с 30 до всего лишь двух. Важную роль также играют финансовые ресурсы доноров, они дают весомые результаты. Мы рассчитываем на продолжение финансирования ими этой работы ФАО».
Владимир Рахманин, Заместитель Генерального директора ФАО, Региональный представитель для стран Европы и Центральной Азии, отметил во вступительном слове, что «потери от вредителя накладываются на ущерб, нанесенный продовольственным сетям продолжающейся эпидемией COVID-19. Это ещё более усугубляет ситуацию в области продовольственной безопасности населения в этих странах, прежде всего для жителей сельских районов, потерявших урожай продовольственных культур и фураж для скота».
«В этой беспрецедентной ситуации в Восточной Африке ФАО в соответствии со своим мандатом организовала широкую международную операцию по содействию национальным правительствам, фермерам и сельскохозпроизводителям в сдерживании вспышек саранчовых».
«ФАО координирует национальные усилия, оказывает поддержку в области мониторинга, опрыскивания химическими и биологическими средствами борьбы с вредителями с воздуха и на земле, помогает фермерам, потерявшим источники дохода и продовольствие», – заявил заместитель главы ФАО.
«По оценкам ФАО, требуется существенно интенсифицировать эти усилия – в приближающийся сезон дождей численность саранчи может вырасти еще в 20 раз. В этой связи ФАО недавно увеличила сумму глобального призыва по борьбе с саранчой почти вдвое, до 311,6 млн долларов США», – подчеркнул Владимир Рахманин.
Александр Малько, Директор ФГБУ «Россельхозцентр», Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, обозначил проблемы и вызовы, связанные с распространением саранчи в России в первой половине 2020 года. А. Малько отметил, что Россельхозцентр активно сотрудничает с ФАО – «пользуемся лучшими достижениями и научным подходом ФАО». Не случайно в вебинаре принимали участие более 30 представителей Россельхозцентра в регионах.
В своей презентации глава ФГБУ «Россельхозцентр» рассказал, что на территории России в большей степени распространены нестадные саранчовые, к ним можно отнести различные виды кобылок и коньков. Стадные саранчовые менее распространены, но более вредоносны.
В связи с массовым распространением саранчовых вредителей в мае 2020 года был введен режим повышенной готовности в ряде районов Чеченской Республики и Республики Калмыкия. В этом году обработано по саранчовым вредителям более 305 тыс. гектаров, для чего было использовано 449 единиц техники, включая 24 самолета. На сайте Россельхозцентра размещена интерактивная карта, демонстрирующая распространение саранчовых вредителей в регионах России. В этом году в ведомстве составляют GPS-карту по очагам саранчовых вредителей.
Эффективно реализуется программа совместных обследований на приграничных территориях России и Республики Казахстан: в этом году обследовано почти 17 тыс. гектаров, происходит обмен информацией по популяциям вредителя и анализу фитосанитарной обстановки.
В своем выступлении Доминик Бюржон, директор Отдела ФАО по чрезвычайным ситуациям и восстановлению, сосредоточил свое внимание на теме «Чрезвычайная ситуация с саранчой и действия ФАО в глобальном масштабе: российский вклад».
Стратегия ФАО в борьбе с пустынной саранчой основывается на трех основных принципах, подробно описанных экспертом. Сдерживание распространения пустынной саранчи включает: наблюдение, раннее обнаружение и прогнозирование; операции по борьбе с пустынной саранчой (воздушные и наземные); оценка воздействия на окружающую среду, здоровье и безопасность. Обеспечение средств к существованию и содействие скорейшему восстановлению: денежные дотации; дополнительное производство кормов для скота и фуража; сельскохозяйственные производственные ресурсы и услуги для растениеводства и овощеводства. Координация и подготовка: развертывание сил и средств на случай неожиданного появления очага размножения саранчи; содействие региональным партнерствам, сотрудничеству, координации и информационно-пропагандистской деятельности; укрепление регионального и национального потенциала и повышение степени готовности к этой чрезвычайной ситуации.
«В целях сдерживания распространения пустынной саранчи в африканских странах ФАО проводит мониторинг площади, равной 467 тыс. гектарам», – сказал Д. Бюржон. В результате своевременных согласованных действий ФАО удалось предотвратить к июньскому сроку сбора урожая потери в размере 972 тыс. тонн. Стоимость сохраненного урожая составляет 291 млн долларов США, а это означает, что 451 тыс.000 животноводческих хозяйств смогут прокормить свой скот, а 6,5 млн человек смогут удовлетворить свои потребности в пищевом зерне.
ФАО продолжает призывать доноров поддержать масштабные гуманитарные операции. На данный момент, подчеркнул эксперт ФАО, «общий объем полученного финансирования составляет 178,9 млн долларов США против необходимого финансирования в размере 312 млн долларов США – дефицит составляет 133 млн долларов США».
В этом контексте Д. Бюржон упомянул о недавнем добровольном взносе Российской Федерации для содействия борьбе со вспышкой пустынной саранчи в Восточной Африке: взнос составил десять млн долларов США для поддержки операций ФАО в Эфиопии, Кении, Южном Судане и Уганде. «Я рад сотрудничеству с Россией в поддержке этого глобального начинания в контексте нынешней чрезвычайной ситуации», – подчеркнул Д. Бюржон и добавил, что, по его мнению, «это только начало партнерства с Россией на этом направлении».
Сирил Ферран, руководитель группы ФАО по вопросам устойчивости в Восточной Африке, рассказал о мерах реагирования ФАО на саранчовую угрозу в этом проблемном регионе. Учитывая, что 20 млн человек на Африканском Роге страдают от углубляющегося «саранчевого» кризиса, ФАО обеспокоена, в частности, тем, что регион сейчас «вступает в сухой сезон», что приведет к появлению нового поколения перелетного вредителя. Существует также и проблема «ограниченной мобильности сельских общин из-за COVID-19».
ФАО оказывает несколько видов поддержки населению в пострадавших районах. Прежде всего, это «денежные субсидии общинам, которые пострадали больше всего, чтобы компенсировать потерю их доходов», –сообщил С. Ферран. Во-вторых, ФАО обеспечивает кормами домашний скот, чтобы предотвратить потерю животных, и в-третьих, поддерживает фермеров с помощью «пакетов производственных ресурсов», например, облегчением доступа к ирригации, чтобы помочь им подготовиться к следующему сезону, который начинается в конце августа-сентябре.
Нашествие саранчи не случайно в Библии называли «восьмой казнью египетской», – рассказал А. Лачининский. Эксперт напомнил, что сегодня агрессивное распространение этого прожорливого вредителя может затронуть более 20 млн человек, проживающих в десяти странах региона. Почему это произошло? «Когда погода и естественные враги не могут сдержать массовое размножение саранчи, она переходит из одиночной фазы в стадную, и происходит вспышка», – разъяснил эксперт. Поэтому ФАО исповедует превентивный подход в борьбе с саранчой.
«Предотвратить пожар легче, чем заниматься его тушением. Превентивная стратегия основана на тщательном мониторинге популяций саранчи в ключевые периоды их развития, с тем, чтобы как можно раньше обнаружить изменения в численности, плотности и поведении саранчи», –раскрыл смысл стратегии эксперт ФАО.
Возникают проблемы нового характера, связанные с изменением климата. Так, ареал обитания итальянского пруса расширяется на север. У мароккской саранчи размножение происходит на бóльших высотах (ранее – 1000-1200 метров, ныне – 2000-2500 метров). Азиатская перелётная саранча дала второе поколение в последние годы, что редкость. При этом она заселяет плавни, что затрудняет обследование, развивается вблизи водоёмов, что диктует потребность в пестицидах, подходящих для экологически чувствительных зон.
Проблема трансграничных перелетов саранчи затрагивает многих. Но сейчас пришлось отменить многосторонние меры государств по борьбе с саранчой из-за коронавирусной пандемии, что, по мнению эксперта, скажется в следующем году.
Марион Ширис, сотрудник по программе борьбы с саранчой Отдела растениеводства и защиты растений ФАО, подробно рассказала о межрегиональной и финансируемой ФАО «Программе по улучшению национальной и региональной борьбы с саранчой на Кавказе и в Центральной Азии (КЦА)».
Программа реализуется с октября 2011 года с участием десяти стран: Азербайджана, Армении, Афганистана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Она является частью Системы предупреждения чрезвычайных ситуаций в связи с трансграничным распространением вредителей и болезней, опасных для животных и растений (EMPRES).
«Цель программы, пояснила М. Ширис, – уменьшение возникновения и интенсивности вспышек саранчи в странах КЦА, сдерживание угрозы или ущерба сельскохозяйственным культурам и пастбищам, а также обеспечение продовольственной безопасности и источников средств к существованию сельского населения, сводя к минимуму влияние мероприятий по химическому контролю на здоровье человека и окружающую среду».
С начала реализации данной программы уже был достигнут ряд успехов. «Одним из главных достижений программы являются налаживание регионального сотрудничества и разработанные и применяемые инструменты анализа и мониторинга, к которым относится «Система управления саранчовыми на Кавказе и в Центральной Азии (CCALM)», – детализировала эксперт.
«Реализуется ряд мер, направленных на долгосрочное региональное сотрудничество по саранчовым в КЦА, снижение риска бедствий, а также дальнейшее укрепление национального потенциала», – подчеркнула в заключение Марион Ширис.
По прогнозам на 2020, рассказала Динара Рахманова, заместитель Представителя ФАО в Кыргызстане, вспышка размножения саранчи ожидалась на площади 120 тыс. га. «На 22 июня 62 тыс. га обследовано, найдены вредители на площади 47 тыс. га, из которых обработке подвергнуто 44 тыс. га», – сообщила сотрудник ФАО.
Поскольку в этом году в связи с пандемией приоритет в распределении бюджетных средств был отдан здравоохранению, то Кыргызстан обратился к ФАО за поддержкой. ФАО отреагировала: выделила средства на техническую помощь в качестве чрезвычайной помощи, на укрепление национального потенциала, в том числе для проведения мониторинга распространения саранчевых.
«В этом году сложились благоприятные условия для размножения саранчи», – отметил в свою очередь Александр Кекешкеев, Руководитель филиала Россельхозцентра по Республике Калмыкия. «В республике введен режим повышенной готовности. Правительством Калмыкии ежегодно выделяются средства в объеме 12-15 млн рублей, направленные на борьбу с вредителем».
«В Дагестане в 2019 году саранчовыми вредителями было заселено 87,7 тыс. га. В 2020 году – более 100 тыс. га», – сообщила Жанна Казанбиева, врио Руководителя филиала Россельхозцентра по Республике Дагестан. «Для борьбы с саранчой применяются различные средства и спецтехника: аэрозольные установки ГАРД, установки ТУМАН, самолеты малой авиации, ранцевые опрыскиватели. При помощи авиации в Дагестане в 2020 году обработано более 30 тыс. га, а при помощи наземной техники – почти 60 тыс. га», – отметила Жанна Казанбиева.
Важную роль сыграло межведомственное взаимодействие. Дагестанский филиал ФГБУ «Россельхозцентр» в 2020 году заблаговременно сориентировал и мобилизовал силы и средства и во взаимодействии с региональным Минсельхозом, администрациями муниципальных образований и непосредственно хозяйствами предупредил всплеск появления саранчи.
«Начиная с 2012, основной вредитель в нашем регионе – мароккская саранча. Хотя до этого она занимала второе-третье место,» – рассказал Андрей Олейников, врио Руководителя филиала Россельхозцентра по Ставропольскому краю.
«Наши специалисты вплотную занимаются этой проблемой: Ставропольский край планирует произвести обработку примерно 150 тыс. гектаров. Основные площади поражения приходятся на районы, которые граничат с Калмыкией и Дагестаном. На сегодняшний день уже обработано от саранчовых вредителей 20 районов», – отметил Андрей Олейников. При этом функционирует Координационный центр по саранчевым вредителям в Южном Федеральном Округе и Северо-Кавказском Федеральном Округе, и один раз в неделю происходит обмен подробной информацией.
* * *
Всего в вебинаре приняли участие 136 профильных экспертов и представителей государственных органов из России, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и ряда других стран, а также ФАО. Большая часть трехчасового совещания прошла в форме живого общения между специалистами.
* * *
Презентации участников можно просмотреть здесь: https://fao.zoom.us/rec/play/usYrc7uqpj83HNaWtwSDCvB_W43vKf-sh3Me8qBbyU-wAHAGMFShM7tEauRPn6qwhzjkLW1RTUxx4DML
Дополнительная информация о саранчовых вредителях на сайте ФАО:
- http://www.fao.org/locusts-cca/ru/
- http://www.fao.org/ag/locusts/en/info/info/index.html
- http://www.fao.org/russian-federation/news/detail/ru/c/1272963/
- http://www.fao.org/emergencies/crisis/desertlocust/en/
- http://www.fao.org/food-chain-crisis/how-we-work/plant-protection/locusts/en/
- https://locust-hub-hqfao.hub.arcgis.com/