Отделение ФАО для связи с Российской Федерацией

Автоматизация – инструмент преобразования агропродовольственных систем

19/12/2022

15 декабря московское бюро ФАО и российская библиотека-депозитарий ФАО – ФГБНУ ЦНСХБ представили две флагманские публикации Организации на русском языке. «Положение дел на рынках сельскохозяйственной продукции – 2022. География торговли продовольствием и сельскохозяйственной продукцией: политические подходы в интересах устойчивого развития (СОКО 2022)»и«Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства – 2022. Автоматизация сельского хозяйства как инструмент преобразования агропродовольственных систем (СОФА 2022)». 

Доклад СОКО-2022, подготовленный экспертами ФАО, заявил во вступительном слове Михаил Бунин, директор ЦНСХБ, «представляет проблемы товарного рынка в объективной и доступной форме для политиков, обозревателей сырьевых рынков и всех, кого интересуют тенденции на сельскохозяйственных рынках и их воздействие на страны, находящиеся на разных уровнях экономического развития». 

«Доклад СОФА-2022, продолжил Михаил Бунин, призван донести до широкого круга читателей сбалансированную, основанную на научном подходе оценку состояния ключевых аспектов сферы продовольствия и сельского хозяйства. Традиционно эта публикация содержит всеобъемлющий, изложенный доступным образом обзор актуальных для развития сельских регионов и сельского хозяйства проблем». 

Открывая форум, модератор дискуссии – Агаси Арутюнян, заместитель Директора московского Отделения ФАО, поблагодарил Михаила Бунина и его заместителя Лидию Перумову «за многолетнее сотрудничество и традицию под Новый год проводить в библиотеке презентации флагманских публикаций ФАО». 

«Эксперты ФАО провели обстоятельную работу, результатом которой и стали представляемые сегодня доклады, СОКО-2022 и СОФА-2022, – продолжил Агаси Арутюнян. Генеральный директор ФАО Цюй Дунъюй по поводу выхода доклада СОКО-2022 заявил следующее: «Эффективная торговля может содействовать укреплению продовольственной безопасности и улучшению качества питания во всем мире. Торговля обеспечивает глобальным агропродовольственным системам возможность более эффективно и рационально использовать дефицитные природные ресурсы, включая земельные и водные, и стимулирует распространение современных технологий».

Представляя доклад СОКО-2022, Джордж Рапсоманикис, старший экономист Отдела рынков и торговли (штаб-квартира ФАО, Рим), отметил, что «Сегодня все больше стран ведут между собой торговлю, и страны с низким уровнем доходов глубже интегрированы в глобальные рынки. В 2008 году процесс глобализации зашел в тупик, при этом глобальный рынок продовольствия и сельского хозяйства стал менее концентрированным. Число крупных трейдеров увеличилось, а их доминирование ослабло, то есть рынок стал более сбалансированным». 

«В целом мировой рынок стал более устойчивым к потрясениям. С 1995 года распределение торговых связей стало более сбалансированным и симметричным», – отметил Рапсоманикис. «Рынок отдельных продуктов питания может быть уязвим к потрясениям. Торговые связи на товарном уровне распределены неравномерно. Для многих стран существует необходимость в дальнейшей диверсификации источников торговли».

Одной из преобладающих рыночных тенденций является региональная интеграция, подчеркнул эксперт ФАО. «Интенсивность торговли внутри регионов выше, чем между ними. Географическая близость, схожие предпочтения и торговые соглашения формируют региональные торговые кластеры. Во всех регионах, за исключением Африки, наблюдается отчетливая регионализация торговли». 

Более того, «торговля подразумевает высокие затраты – тарифы, транспортные расходы, страхование, процедуры оформления документов, задержки на границе и соблюдение стандартов приводят к увеличению торговых издержек. Наличие недостаточно развитой инфраструктуры и неэффективных правовых процедур является причиной еще большего повышения расходов. Страны с низким уровнем доходов сталкиваются с высокими торговыми издержками, особенно в Африке, где внутрирегиональные торговые издержки чрезвычайно высоки». Чтобы сделать торговлю менее затратной, экономист ФАО предложил внедрить «региональные торговые соглашения и Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли». 

К вышеперечисленным проблемам можно добавить обеспокоенность необходимостью защиты окружающей среды. «Исключительно посредством осуществления торговой политики невозможно смягчить последствия экстремальных природных явлений», – подчеркнул Рапсоманикис. «На многостороннем уровне правила ВТО позволяют странам принимать торговые меры и защищать окружающую среду. Региональные соглашения стали более "глубокими" и включают в себя положения, касающиеся окружающей среды. Однако для того, чтобы эти положения стали эффективными, их необходимо сделать юридически обязательными для хорошо развитых институтов, осуществляющих надзор за их выполнением». 

Более того, «только благодаря применению многосторонних подходов возможно эффективно решать глобальные экологические проблемы, такие как выбросы парниковых газов и изменение климата. Налоги на выбросы углерода и корректировки пограничных налогов служат примером механизма, с помощью которого торговля может помочь расширить охват политики смягчения последствий для окружающей среды».

В заключение эксперт ФАО подчеркнул, что «необходимо диверсифицировать источники импорта… Торговля способствует продовольственной безопасности и помогает странам преодолевать нехватку природных ресурсов, а также повышает эффективность использования природных ресурсов. Но производство на экспорт может иметь негативные последствия для окружающей среды. С помощью применения многосторонних правил и реализации торговых соглашений, приобретающих все более региональный характер, представляется возможным справляться с локальными экстремальными природными явлениями… Глобальные проблемы требуют глобальных решений, которые могут быть найдены только при условии применения многостороннего подхода». 

Содокладчик с российской стороны Дмитрий Булатов, Президент Национального союза экспортеров продовольствия, сказал, что доклад затрагивает «ключевые проблемы на мировых рынках продовольственных товаров». Он прокомментировал актуальные политические подходы к достижению целей устойчивого развития, подробно описав такой термин, как «продовольственная дипломатия». 

По мнению докладчика, это понятие может рассматриваться «как применение государством мер и средств в сфере импорта и экспорта продовольствия в целях защиты национальных интересов, в том числе для развития интересов экономики, обеспечения внешнеэкономических интересов и интересов внешней политики». «Во-вторых, есть и другое определение, – отметил эксперт. – Это учет внешнеполитических интересов страны при осуществлении внешнеэкономических связей в сфере АПК». 

Дмитрий Булатов отметил, что в докладе СОКО-2022 речь идет о снабжении продовольствием нуждающихся стран, и в этом случае «здесь тесно связаны интересы экономики, политики и морали». В этой связи докладчик определил термин «продовольственная дипломатия» как «взаимосвязь аграрной экономики, внешней политики и общественной морали». 

Сотрудник Отдела агропродовольственной экономики (штаб-квартира ФАО, Рим) Сара Ваз, представляя доклад о «Положении в области продовольствия и сельского хозяйства – 2022», кратко охарактеризовала «основные проблемы, препятствующие нашей способности обеспечивать устойчивый рацион питания для постоянно растущего населения. По сути, они сводятся к четырем факторам: «сокращение рабочей силы в сельском хозяйстве; ограниченная площадь сельскохозяйственных угодий; неустойчивое водоснабжение и ускорение процесса изменения климата». 

Чтобы решить эти проблемы, пояснила эксперт ФАО, мировое сообщество должно «эволюционировать в направлении новой парадигмы – автоматизации сельского хозяйства». В 1910-е годы мы «внедрили моторизованную технику, затем в 1980-х перешли к использованию «цифрового оборудования», теперь, начиная с 2000-х годов, мы должны перейти к использованию «робототехники с искусственным интеллектом (ИИ)». 

Сара Ваз дала определение сельскохозяйственной автоматизации: «Использование машин и оборудования с целью повышения качества процессов диагностики, принятия решений или выполнения сельскохозяйственных операций, снижения трудоемкости сельскохозяйственных работ и/или обеспечения своевременности, а в некоторых случаях – точности сельскохозяйственных операций». Следовательно, благодаря автоматизации сельского хозяйства станут доступными «более продуктивные, эффективные, экологически устойчивые, жизнестойкие и безопасные» сельскохозяйственные операции. 

Один из ключевых рисков связан с предполагаемой опасностью роста безработицы. Однако эксперт ФАО отметила, что «распространенные опасения того, что автоматизация ведет к безработице, не имеют подтверждения на практике; автоматизация – это постепенный процесс». 

«В условиях роста заработной платы и нехватки рабочей силы автоматизация сельского хозяйства может принести пользу как работодателям, так и работникам», – подчеркнула Сара Ваз. «Автоматизация может привести к безработице, если в результате предоставления субсидий она искусственным образом становится дешевой или когда вследствие внезапных технологических прорывов очень быстро снижаются затраты на автоматизацию. В таких ситуациях возникает необходимость в незамедлительной реализации инклюзивной социальной политики с тем, чтобы помочь неквалифицированным работникам найти работу в другом месте». 

Эксперт ФАО также отклонила другое распространенное опасение, основанное на предположении, что автоматизация приводит к росту социального неравенства: «Данные из 27 тематических исследований показывают, что технологии автоматизации сельского хозяйства в основном доступны для крупных производителей в странах с высоким уровнем дохода». 

Ключевой мерой для решения этой проблемы станет «предоставление доступа к общественным или коллективным благам, которые способствуют созданию благоприятной среды (например, развитие коммуникационной инфраструктуры)». Не менее важным будет «адаптация решений к местным условиям с помощью технологических и институциональных инноваций (таких как продвижение использования малогабаритной техники и услуг по аренде)». Чтобы последовать данному примеру, важно также «наращивать человеческий потенциал, включая инвестиции для масштабирования цифровых навыков».

Содокладчик с российской стороны Денис Максимкин, заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш», рассказал о перспективах развития производства сельскохозяйственной техники и цифровизации АПК в России. 

«Российские производители выпускают широкий перечень машин для сельского хозяйства», – поведал специалист. В числе этой продукции – зерноуборочные и кормоуборочные (самоходные и прицепные) комбайны, тракторы колесные и гусеничные, опрыскиватели, разбрасыватели удобрений, сеялки, бороны дисковые, культиваторы, кормозаготовительная техника (косилки, пресс-подборщики), оборудование для послеуборочной обработки урожая, и так далее. Всего более 50 видов сельхозтехники. 

Акцент делается на повышении уровня интеллектуализации, точности и производительности сельхозтехники. Российскими инженерами созданы системы автовождения и ночного видения, картирования урожайности, идентификации, мониторинга и контроля сельхозтехники. В настоящее время, рассказал специалист «Росспецмаша», ведутся исследования в области выбора оптимальной траектории движения сельхозтехники и ее автонастройки, а также онлайн связи с облачной телематической инфраструктурой.  

*   *   *

В числе участников веб-семинара – общим числом более 50 – были представители российских профильных ведомств, ведущих российских вузов, прессы и общественных организаций.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

О флагманских публикациях ФАО 

Доклад «Положение дел на рынках сельскохозяйственной продукции (СОКО-2022)» представляет проблемы товарного рынка для политиков, обозревателей сырьевых рынков и всех тех, кого интересует развитие сельскохозяйственных рынков, и его воздействие на страны, находящиеся на разных уровнях экономического развития. 

В нынешнем выпуске доклада рассматривается, как меры торговой политики, разрабатываемые на основе многосторонних и региональных подходов, могут способствовать решению сегодняшних проблем устойчивого развития. В публикации обсуждается география торговли и приводится анализ торговли продовольствием и сельскохозяйственной продукцией, ее моделей в разных странах и регионах, ее движущих сил, а также торговой политики. Факторами, формирующими модели торговли продовольствием и сельскохозяйственной продукцией, являются сравнительные преимущества, меры торговой политики и торговые издержки. 

Ежегодный доклад «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства» (СОФА-2022) призван донести до широкого круга читателей сбалансированную, основанную на научном подходе оценку состояния ключевых аспектов сферы продовольствия и сельского хозяйства. Каждое издание содержит всеобъемлющий, изложенный доступным образом обзор наиболее актуальных для развития сельских районов и сельского хозяйства тем. 

В докладе за 2022 год рассматриваются движущие силы автоматизации сельского хозяйства, включая новейшие цифровые технологии. Составленный по материалам 27 тематических исследований, доклад содержит анализ экономической модели внедрения технологий цифровой автоматизации в различных системах сельскохозяйственного производства во всем мире. В нем определены некоторые факторы, препятствующие инклюзивному внедрению этих технологий, особенно мелкими производителями.