Войлочные ковры, высокая мода и продовольственная безопасность – часто ли встретишь эти три понятия в одном предложении? Однако модельер Стелла Жан известна тем, что умеет создавать неожиданные сочетания, поэтому неудивительно, что ей удалось увязать все эти три аспекта в творческом партнерстве, задачей которого является создание не только эстетически привлекательной, но и рентабельной продукции.
"Прежде всего, я хотела бы сказать, что наша работа – это творческий союз, ведь наш проект действительно ориентирован на человека, – рассказывает Стелла, чьи эклектичные модели носят такие звезды, как Бейонсе, Зендея и Джулия Робертс. – Женщины составляют 85 процентов мастеров, с которыми мы сотрудничаем, потому что именно они являются хранительницами этих традиций, которые в большинстве своем находятся под угрозой исчезновения".
Традиции, о которых идет речь, – это сохранившееся в Киргизии древнее искусство изготовления войлочных ковров с разнообразными узорами. А хранят это ценнейшее культурное наследие рукодельницы из группы под названием "Топчу" в Барскооне, у подножия величественного Тянь-Шаня.
"Источником вдохновения послужили шырдаки, огромные ковры размером 3 на 4 метра, которыми изнутри покрывают юрты, в том числе для сохранения тепла. Местным мастерицам и в голову не приходило, что изготавливаемые ими изделия могут войти в моду, стать меньше и легче".
Вместе с мастерицами Стелла работала над тем, чтобы многовековые традиционные узоры, которыми украшали войлочные ковры, – "орнаменты, палитру и прочие детали" – перенести на хлопчатобумажную ткань, из которой можно шить одежду.
"На их основе мы создали удобный для носки продукт, который можно вывести на мировой рынок", – продолжает она.
Коллекция, пошитая из этой ткани, была представлена на Неделе моды в Милане. Но что еще более важно, появился новый рынок сбыта и источник дохода для народных умелиц из Барскоона, где возможности трудоустройства ограничены, а производственно-сбытовые цепочки недостаточно развиты, как это часто бывает в горных селениях.
"Дополнительный заработок позволяет нам оплачивать образование детей и лучше питаться", – поясняла в одном из предыдущих интервью Жамиля Мамбеткулова, одна из вышивальщиц ремесленной группы "Топчу". Теперь женщины могут покупать больше различных продуктов на рынке, а некоторые из них использовали заработанные деньги для расширения своих огородов.
Стелла считает, что мода открывает значительные возможности для обеспечения людей по всему миру достойной работой и, как следствие, для сокращения масштабов нищеты и голода при условии, что в основе бизнес-модели лежит принцип справедливости.
Для этого она создала платформу устойчивого развития Laboratorio delle Nazioni, с помощью которой на основе взаимного обмена налаживает творческое сотрудничество с ремесленниками по всему миру.
Вместе они думают над тем, как создавать ткани и аксессуары, сочетающие искусство местных умельцев с классическим итальянским дизайном, и выходить на новые рынки.
Модели одежды, созданные Стеллой, родившейся в семье итальянки и гаитянина, символизируют мультикультурализм. Но она всегда старается не допускать эксплуатации культуры других народов, что следует делать и компаниям.
Сотрудничество Стеллы с "Топчу" помогло дать старт инициативе "Мода в защиту хрупких экосистем". Эта инициатива, реализуемая размещенным при ФАО Секретариатом Горного партнерства, призвана устранить разрыв между традиционными ремеслами и современной модой, способствуя распространению устойчивых методов работы и расширяя возможности сельского населения. Поэтому Стелла была назначена послом доброй воли Горного партнерства.
"Зачастую наше сотрудничество со странами с низким уровнем дохода выражается в том, что мы передаем туда определенные объемы производства или поручаем им воплощать в жизнь наши замыслы. Этот новый тип партнерства меняет все, – подчеркивает она. – Культурные оплошности можно полностью предотвратить".
"Вместо того, чтобы использовать эти регионы мира в имиджевой рекламе, мы можем реализовывать новые коллекции и эстетические решения на основе широкого участия".