Через занятия по радио и уроки на открытом воздухе программа ФАО и ЮНЕСКО заботится о том, чтобы дети скотоводов-кочевников в Южном Судане не были лишины образования. ©ФАО/ Андреа Кампеану
В Южном Судане скот значит жизнь. Или, как говорят южносуданские скотоводы, здесь скот прогоняет голод.
Свыше 65 процентов населения выживают за счет животноводства. Дети вырастают на молоке. Семьи выживают благодаря мясу, молоку и крови домашнего скота.
Потеря скота подобно утрате всех сбережений жизни.
Поэтому, когда наступает засушливый сезон и вода и трава исчезают, скотоводам необходимо двигаться дальше. Они перемещаются вместе с семьями и животными, до трех-четырех раз в год и больше, в поисках пастбищ и воды.
Это значит, что дети скотоводов не могут ходить в школу и лишаются образования. А раз ради выживания они полагаются только на свой скот, жизнь у общин пастбищных скотоводов бывает чрезвычайно трудной.
В 2016 году ФАО и ЮНЕСКО при поддержке Европейского союза объединили усилия и развернули программу обучения в стойбищах в Озерной и Центральной Экваториальной провинциях – в центре и на юге страны.
Сначала оба учреждения ООН вместе с правительством Южного Судана поработали над учебной программой и разработали обучающие материалы для учителей и учебники для учащихся. Затем они обучили членов общин, тех из них, у кого уже было начальное образование, чтобы развернуть программу повышения грамотности и обучить навыкам, которые позволят скотоводам заниматься различной деятельностью для удовлетворения своих потребностей.
Скотоводы слушают урок по радио. ©ФАО/Таня Биркбек (слева). Айем, одна из учениц, после своих занятий. ©ФАО/ Андреа Кампеану (справа).
Стойбищная школа – в классе и по радио
Дети и подростки учатся читать, писать и считать.
Обычно занятия проходят следующим образом.
Дети рассаживаются на циновках под тенистым деревом. На некоторых яркие джемперы с именами далеких звезд футбола. Большинство босиком.
«Какое слово начинается с «м»? – спрашивает учитель. «Молоко», «мама», «медицина», раздаются со всех сторон ответы. По одному дети подходят к доске и с мелом в руке пробуют писать. Уроки идут на английском и языке «динка» (одном из основных местных языков).
Как говорит шестнадцатилетний Маким, который живет в стойбище около города Йироль в Озерной провинции, он теперь «понимает кое-что в своей книге» и может читать. Хорошо, что «школа» так близко от стойбища, добавляет он, так как он, учась, может присматривать за своими коровами.
С образованием, рассуждает 15-летняя Пуор Денг, она сможет распоряжаться «своими собственными вещами»: кастрюлями, матрасом и другими предметами, которые высоко ценятся в ее общине.
Помимо обучения в условиях, напоминающих классные, они также учатся с помощью радио благодаря программе из 18 эпизодов под названием “Сукул Вутик”, или «Стойбищная школа», созданной ФАО вместе с группой общинных радиостанций.
В своих собственных классах на свежем воздухе взрослые слушают своего преподавателя или голос по радио. Они узнают, как создавать свое собственное небольшое дело, например, готовить и продавать йогурт или масло, и вести деятельность, не имеющую ничего общего с разведением скота, как, например, рыболовство, пчеловодство или выращивание овощей для собственного потребления и на продажу.
На одном уроке они могут узнать о здоровье животных – как ухаживать за своим скотом, чтобы животные были сильными и не болели, чтобы давать больше молока. Одна из «простых» рекомендаций гласит: измельчить кости животных, взять немного глины с термитника и немного соли, все перемешать и скармливать эту пасту скоту.
На другом уроке они узнают о том, как поддерживать плодородие почвы вокруг стойбища, оставляя на почве небольшие веточки и коровий навоз, чтобы можно было выращивать овощи.
«Мы обычно выживали за счет диких овощей, когда пропитания становилось мало, а теперь у нас есть разные овощи для еды, и мы надеемся что-то из них продать, чтобы купить другие вещи – мыло, сахар, ткани и другие продукты, которых у нас нет», – рассказывает Ачол Тиоп Алет из стойбища Ньигомкот.
Занятия во время пандемии COVID-19
За последние месяцы ситуация поменялась с введением ограничений, так как скотоводам также грозит опасность COVID-19. Они больше не могут сидеть вместе большими группами. Теперь, вместо того чтобы всем вместе учиться выращивать овощи, они слушают по радио сообщения от ФАО о распространении COVID-19 и о том, что им делать, чтобы защититься самим и защитить свои семьи.
А тем временем ФАО работает над второй серией эпизодов “Сукул Вутик”. Таким образом, как только можно будет вновь полностью вернуться к занятиям в классах, у преподавателей будут новые материалы. ФАО также планирует распространить программу обучения на другие регионы Южного Судана.
Обычное занятие детей скотоводов в Южном Судане до COVID-19. ©ФАО/ Андреа Кампеану
Не просто образование
Уже 63 члена общин прошли подготовку в качестве преподавателей, и более 2 000 скотоводов и их детей – 91 процент целевого населения стойбищ – приняли участие в программе обучения.
Чтобы помочь скотоводам опробовать на практике то, что они усвоили, ФАО обеспечивает их семенами овощей, сельскохозяйственным инвентарем, рыболовными снастями, емкостями с водой на солнечных батареях, наборами ветеринара и помогает создавать столовые в городах неподалеку от стойбищ, где скотоводы могли бы продавать излишек молока.
Дети быстро усваивают материал и делают успехи в учебе. Образование, которое стойбищные школы предлагают детям скотоводов, повысит их шансы на получение новой работы, которая будет появляться с развитием страны. Это важный шаг, так как более 70 процентов детей в Южном Судане школу не посещают, что создает риск для их будущего и будущего их страны.
Взрослые рыбачат и выращивают овощи, производят йогурт, готовят «мандази» (выпечку, похожую на пончики) и другие продукты, которые они могут продавать. В результате, их рацион становится более разнообразным и питательным, они могут получать дополнительный доход и больше не зависят полностью от своего скота. Меньше и вероятность того, что молодые люди, участвовавшие в занятиях, окажутся вовлеченными в конфликт.
Вот так, достигая и других преимуществ, проект через образование добивается мира и продовольственной безопасности, двух самых главных и необходимых вещей.
Узнайте больше