Совещание Экспертной группы ООН по ЦУР 2 Вступительное слово
Генерального директора ФАО д-ра Цюй Дунъюя
26/03/2024
Доброе утро!
Дамы и господа!
Уважаемые коллеги!
Настал важный момент: пора подвести промежуточные итоги, рассмотреть достигнутый нами прогресс и стоящие перед нами реальные проблемы, а также пути их решения.
Вы – члены экспертной группы, и я жду от вас решений. Нам нужны предложения, основанные на данных и фактах, а не длинные документы! Нам нужны краткие, конкретные и обоснованные предложения – хотя бы одно или два, максимум три.
Я из Китая, я не хочу просто произносить речи, я хочу послушать вас: что вас беспокоит и как вы предлагаете это решать. Именно такого же подхода я придерживался при разработке своего манифеста, проводя консультации с широким кругом заинтересованных сторон.
Нам нужно реальное взаимодействие и подход, предполагающий широкое участие, – в этом и заключается принцип многосторонних отношений.
ЦУР 2 предусматривает решение таких задач, как ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.
Обеспечить продовольствием растущее население планеты, производя больше при меньших затратах, – задача крайне сложная. Потому что мы должны не только производить больше, но и повышать качество жизни, занимаясь также совершенствованием процессов урбанизации, индустриализации и цифровизации.
Речь идет о цепочке спроса. Спрос определяет предложение. Не предложение определяет спрос. Когда цивилизация развивается, спрос растет, становясь более разнообразным, и при этом растет его качество. Таковы три аспекта спроса.
Многие экономисты говорят о количественном росте. При этом продовольственная безопасность повысилась. Экономические трудности, нарушения в работе цепочек поставок и конфликты препятствуют обеспечению наличия пищевой продукции и ее физической и финансовой доступности.
Это три основных аспекта продовольственной безопасности.
Мы должны различать их, потому что для некоторых стран более актуальна проблема наличия пищевой продукции, для других – проблема ее физической доступности, а для третьих – финансовой, причем это касается не только развивающихся стран.
С тех пор как я приехал сюда пять лет назад, цены на продовольствие, на основные продукты, такие как рис, пшеница и даже макаронные изделия, выросли как минимум на 20 процентов, а скорее на 20–40 процентов.
Из-за этого даже здесь, в Италии, наиболее уязвимым группам приходится нелегко. Особенно это касается бедных семей с доходом менее 800 евро в месяц.
Но судьба малоимущих, жителей развивающихся стран волнует немногих. В этих странах помимо вопросов наличия пищевой продукции и ее физической доступности актуален также вопрос ее финансовой доступности: по меньшей мере 20 процентов населения не могут позволить себе покупать еду.
К обсуждению ЦУР 2 нужно подходить на научной и профессиональной основе, не используя большие данные только лишь для того, чтобы пугать население, политиков, общество. Тактика запугивания в поиске действенных решений не помогает; в лучшем случае она может привести лишь к повышению осведомленности общественности. Поэтому я никогда не использую такие "страшные" данные, чтобы напугать политиков.
Политики получают информацию из разных источников. Цель не в том, чтобы обнародовать какие-либо пугающие данные и обеспечить к ним доступ: мы, представители специализированного учреждения ООН, должны предлагать решения. В чем заключается альтернативное комплексное решение? Какое решение учитывает все цели и интересы? Как выглядит последовательное решение?
Не нужно искать единого решения всех проблем. Ни одна ЦУР не имеет единого решения.
Экстремальные погодные и климатические явления – проливные дожди, штормы, циклоны, наводнения и засухи – это один из весомых факторов, усугубляющих проблему отсутствия продовольственной безопасности во всех регионах. Обычно у всех на слуху только засухи, а наводнения столь пристального внимания не привлекают. Мы должны уделять больше внимания вопросам погоды и подходить к этому профессионально. Наводнения вызывают больше разрушений, чем любая засуха в мире.
Проблемы роста цен на продовольствие, топливо, корма и удобрения, а также снижения покупательной способности должны рассматриваться в контексте преобразования агропродовольственных систем, чтобы они стали более эффективными, инклюзивными, невосприимчивыми к внешним воздействиям и устойчивыми.
Нам необходимо работать быстрее и активнее, а также увеличить объем инвестиций в науку и технологии в области агропродовольственных систем и развития сельских районов.
Речь идет не только об устойчивости. Устойчивость – это цель. Нужны эффективность, инклюзивность и невосприимчивость к внешним воздействиям. В противном случае мы не сможем достичь цели обеспечения устойчивости.
Первая встреча на высшем уровне, посвященная устойчивости, состоялась в 1991 году. Сегодня, 33 года спустя, мы все еще говорим об устойчивости, потому что не нашли решения. Мы не нашли средств достижения этой цели.
Мы не можем и не должны допустить ухудшения ситуации с отсутствием продовольственной безопасности.
Нельзя жаловаться на естественные биотические причины – пандемии и так далее. Мы – люди. Мы – самые разумные существа на этой планете. Мы должны найти осуществимое решение.
Многие люди, политики говорят: "Из-за пандемии, из-за экономики, из-за инфляции...". Я не думаю, что в ближайшие четыре или пять лет ситуация будет лучше, чем сейчас, если смотреть на это в негативном ключе.
Но с другой стороны, за последние пять лет мы совершили огромный рывок в области технологий и цифровизации всех сфер экономики. Когда я приехал сюда пять лет назад, электронная торговля практически отсутствовала. Сейчас ее популярность растет.
Люди всегда говорят о худшем. Я об этом никогда не говорю. ФАО использовала возможности, открывшиеся благодаря пандемии и карантинным мерам. Поскольку в штаб-квартире тогда работало всего около 20 человек, в основном из службы охраны и уборки помещений, мы начали наводить порядок и приступили к ремонту входной зоны и кафетерия. Сегодня это было бы невозможно, потому что когда каждый день в здании находится более 3000 человек, ремонтные работы вести невозможно!
Поэтому любой кризис следует рассматривать как возможность.
В современной политической повестке дня всех стран важное место должны занимать вопросы здравоохранения и питания.
Мы должны спросить политиков, хватает ли нам всем продовольствия. Большинству из нас, 85 процентам, его хватает. Но как быть с остальными 15 процентами?
Как быть с малыми островными развивающимися государствами? Когда я приезжал в эти страны в последние два года, все говорили мне, что раньше экономика зависела от туризма, поэтому вопросам продовольствия и сельского хозяйства уделялось мало внимания.
Когда я впервые побывал там 20 лет назад в должности заместителя председателя Китайской академии сельскохозяйственных наук, никто не говорил мне, что продовольствие – это проблемный вопрос. Я предупреждал их, но они не послушали. На ошибках учатся.
Не беспокойтесь, будьте счастливы!
Благодарю за внимание.