Земельные и водные ресурсы

Основные выводы

СОЛАВ 2021 предлагает несколько ключевых выводов, касающихся мировых земельных и водных ресурсов для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства:

1. Состояние земельных и водных ресурсов

  • Системы земле- и водопользования испытывают нагрузку. Для того чтобы улучшить ситуацию в продовольственных системах, земельные, почвенные и водные ресурсы следует рассматривать как взаимосвязанные системы.
  • Нынешние модели интенсификации оказались неустойчивыми. Высокие уровни загрязнения и выбросов парниковых газов до предела истощают производственный потенциал, вызывают серьезную деградацию земель и ухудшают качество экологических услуг.
  • Изменение климата. Ожидается, что эвапотранспирация увеличится и изменит количество и характер распределения осадков, что приведет к изменениям пригодности земель и сельскохозяйственных культур и усилению изменчивости речного стока и питания подземных вод.

2. Социально-экономические факторы спросы на земельные и водные ресурсы

  • Идет процесс разделения сельскохозяйственных систем на два лагеря. Большая часть сельскохозяйственных земель находится в руках крупных коммерческих холдингов, а многие миллионы мелких землевладельцев ведут натуральное хозяйство на землях, подверженных деградации и дефициту воды.
  • В основе продуктивности земельных и водных ресурсов лежат инклюзивные механизмы управления. Для грамотного распределения земельных и водных ресурсов и содействия устойчивому управлению ресурсами настоятельно необходимо планирование землепользования.

3. Проблемы очень серьезны

  • Риски очень серьезны. Прогрессирующие риски антропогенной деградации земель, эрозии почв, засоления и загрязнения грунтовых вод не воспринимаются как проблема, требующая безотлагательного решения, но эти риски серьезны и постоянны.
  • Деградация земель обратима, но все не так просто. Восстановление деградированных земель возможно, но для этого необходимы существенные реформы в сфере земле- и водопользования. Процесс деградации земель усугубляется, но планирование выхода из этой ситуации в сочетании с климатическим финансированием мероприятий по адаптации и смягчению последствий открывает многообещающие перспективы.
  • Дефицит воды угрожает продовольственной безопасности. Истощение подземных вод сказывается на положении уязвимых групп сельского населения и на национальной продовольственной безопасности.
  • Ключевым фактором является информированность о рисках. Фермеры и организаторы природопользования должны быть гораздо лучше осведомлены о рисках. Они должны разрабатывать свои меры реагирования и планы действий на случай чрезвычайных ситуаций совместно со специалистами по планированию.

4. Меры реагирования на риски и возможные действия

  • Для планирования необходимы данные. Инструменты для устойчивого планирования и управления есть. Необходимо улучшить механизмы сбора данных. Важную роль в планировании природопользования во всех звеньях продовольственной производственно-сбытовой цепочки будет играть мониторинг последствий изменения климата для агроэкологической пригодности земель.
  • "Пространство возможных решений" в сельском хозяйстве расширилось. Достижения в области сельскохозяйственных исследований позволили увеличить диапазон технических возможностей в области рационального земле- и водопользования.
  • Универсального решения нет, зато есть "полный пакет" эффективных решений. Но их успешное воплощение возможно только при наличии благоприятных условий, сильной политической воли, продуманных мер политики и инклюзивных механизмов управления, а также коллективных процессов планирования с участием представителей всех секторов и ландшафтов.