Рост экономических потрясений стал причиной продовольственных кризисов; война на Украине усугубила проблему тяжелого отсутствия продовольственной безопасности и безопасности в области питания
Согласно докладу, в 2022 году по меньшей мере 258 млн человек в 58 странах и территориях столкнулись с проблемой тяжелого отсутствия продовольственной безопасности, соответствующей кризисному и более тяжелым уровням (стадии 3–5 по ККС/ГС) – по сравнению с 193 млн человек в 53 странах и территориях в 2021 году.
©FAO
Рим/Нью-Йорк/Вашингтон, округ Колумбия – Согласно последнему Глобальному докладу о продовольственных кризисах (ГДПК), число столкнувшихся с проблемой тяжелого отсутствия продовольственной безопасности и нуждающихся в срочной помощи в области продовольствия, питания и обеспечения средств к существованию в 2022 году росло четвертый год подряд, при этом более четверти миллиарда человек страдали от острого голода, а в семи странах людям грозил абсолютный голод.
Этот ежегодный доклад, подготовленный Информационной сетью по продовольственной безопасности (ИСПБ), был представлен сегодня Глобальной сетью по борьбе с продовольственными кризисами (ГСБПК) – международным альянсом Организации Объединенных Наций, Европейского союза, правительственных и неправительственных организаций, совместно работающих над преодолением продовольственных кризисов.
Согласно докладу, в 2022 году по меньшей мере 258 млн человек в 58 странах и территориях столкнулись с проблемой тяжелого отсутствия продовольственной безопасности, соответствующей кризисному и более тяжелым уровням (стадии 3–5 по ККС/ГС) – по сравнению с 193 млн человек в 53 странах и территориях в 2021 году. Это самый высокий показатель за все семь лет подготовки доклада. Однако этот рост во многом обусловлен увеличением численности исследуемого населения. В 2022 году показатель масштабов тяжелого отсутствия продовольственной безопасности увеличился до 22,7 процента (с 21,3 процента в 2021 году), оставаясь неприемлемо высоким, что подчеркивает тенденцию к ухудшению проблемы тяжелого отсутствия продовольственной безопасности в мире.
"Более четверти миллиарда человек сегодня страдают от острого голода, а некоторым грозит абсолютный голод. Это непозволительно, – пишет в предисловии к докладу Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. – В седьмом издании Глобального доклада о продовольственных кризисах человечество прямо обвиняется в том, что оно не смогло добиться прогресса в достижении цели 2 в области устойчивого развития – ликвидировать голод, обеспечить продовольственную безопасность и улучшить качество питания для всех".
Согласно докладу, более 40 процентов населения, находящегося на стадии 3 и выше по ККС/ГС, живет всего в пяти странах – Афганистане, Демократической Республике Конго, Йемене, части Нигерии (21 штат и Федеральная столичная территория – ФСТ) и в Эфиопии.
В течение 2022 года жители семи стран в тот или иной момент сталкивались с абсолютным голодом и нищетой или с катастрофическим уровнем острого голода (стадия 5 по ККС/ГС). Более половины случаев (57 процентов) приходилось на жителей Сомали; такие экстремальные обстоятельства также возникли в Афганистане, Буркина‑Фасо, Гаити (впервые в истории страны), Йемене, Нигерии и Южном Судане.
С чрезвычайным уровнем острого голода (стадия 4 по ККС/ГС) столкнулись около 35 млн человек в 39 странах, причем более половины из них находились всего в четырех странах – Афганистане, Демократической Республике Конго, Йемене и Судане.
Кроме того, из всех проанализированных в докладе крупнейших продовольственных кризисов, в 30 случаях из 42 от истощения или острой недостаточности питания страдали более 35 млн детей в возрасте до пяти лет, из них 9,2 млн – от острой формы истощения, наиболее опасной для жизни формы недоедания, которая является существенным фактором роста детской смертности.
Конфликты и экстремальные погодные явления продолжают усугублять проблему тяжелого отсутствия продовольственной безопасности и недостаточности питания, однако другим существенным фактором голода, особенно в беднейших странах мира, стали экономические последствия пандемии СOVID-19 и негативный эффект от войны на Украине, в первую очередь из-за высокой зависимости этих стран от импорта продовольствия и сельскохозяйственных ресурсов и уязвимости для глобальных скачков цен на продовольствие.
Основные факторы
В ряде крупных продовольственных кризисов основным фактором тяжелого отсутствия продовольственной безопасности и недостаточности питания были экономические потрясения, а не конфликты. Совокупное воздействие глобальных экономических потрясений, включающих резкий рост цен на продовольствие и серьезные рыночные сбои, снижает невосприимчивость стран к внешним воздействиям и их способность реагировать на продовольственные потрясения.
В докладе делается вывод о том, что война на Украине оказала негативное влияние на глобальную продовольственную безопасность, поскольку Украина и Россия играют важную роль в мировом производстве и сбыте топлива, сельскохозяйственных ресурсов и основных продовольственных товаров, в частности пшеницы, кукурузы и подсолнечного масла. Война на Украине подорвала сельскохозяйственное производство и торговлю в Черноморском регионе, вызвав беспрецедентный рост мировых цен на продовольствие в первой половине 2022 года. Хотя цены на продовольствие с тех пор снизились, в том числе благодаря Черноморской зерновой инициативе и "коридорам солидарности" Европейского союза, война продолжает косвенно влиять на продовольственную безопасность, особенно в зависимых от импорта продовольствия странах с низким уровнем дохода, чья и без того невысокая экономическая устойчивость была подорвана пандемией COVID-19.
Среди основных факторов можно выделить следующие:
Экономические потрясения (включая социально-экономические последствия пандемии COVID-19 и влияние войны на Украине), ставшие основным фактором в 27 странах, где 83,9 млн человек находятся на стадии 3 или выше по ККС/ГС или на эквивалентной стадии – по сравнению с 30,2 млн человек в 21 стране в 2021 году. За последние три года экономическая устойчивость бедных стран резко снизилась, и теперь им предстоит длительный период восстановления, а сами они будут менее способны противостоять будущим потрясениям.
Конфликт / отсутствие безопасности были основным фактором в 19 странах/территориях, где 117 млн человек находились на стадии 3 или выше по ККС/ГС или на эквивалентной стадии. В 2021 году конфликт считался основным фактором в 24 странах/территориях, где 139 млн человек находились на этих стадиях тяжелого отсутствия продовольственной безопасности. Такое снижение объясняется тем, что в трех странах, по-прежнему затронутых затяжным кризисом (Афганистане, Сирийской Арабской Республике и Южном Судане), основным фактором тяжелого отсутствия продовольственной безопасности теперь являются экономические потрясения, а не конфликт.
Экстремальные погодные/климатические явления были основным фактором тяжелого отсутствия продовольственной безопасности в 12 странах, где 56,8 млн человек находились на стадии 3 или выше по ККС/ГС или на эквивалентной стадии, что более чем в два раза превышает их численность в 2021 году – 23,5 млн человек в восьми странах. К этим экстремальным явлениям относятся продолжительная засуха на Африканском Роге, разрушительные наводнения в Пакистане, а также тропические штормы, циклоны и засуха на юге Африки.
Смена парадигмы
Международное сообщество призывает к смене парадигмы: необходимо эффективнее предотвращать первопричины продовольственных кризисов, повышать готовность к ним и точнее определять соответствующие цели, а не реагировать на последствия таких кризисов уже после того, как они произошли. Для этого требуются инновационные подходы и более скоординированные усилия международных организаций, правительств, частного сектора, региональных организаций, гражданского общества и общин.
Работа должна быть направлена на повышение эффективности гуманитарной помощи и включать такие инновационные подходы, как упреждающее реагирование и системы социальной защиты, обеспечивающие оперативное реагирование на потрясения. С точки зрения развития крайне важно увеличить объем профильных инвестиций, чтобы устранить первопричины продовольственных кризисов и неполноценного питания среди детей. Для этого необходимо сделать агропродовольственные системы более устойчивыми и инклюзивными, в том числе за счет использования решений, основанных на природных факторах, обеспечения равного доступа к продовольствию и более эффективного снижения рисков. Также необходимо увеличить инвестиции в профилактику, раннее выявление и лечение истощения у детей.
"Этот кризис требует фундаментальных, системных перемен. В докладе четко говорится о том, что прогресс возможен. У нас есть данные и ноу-хау для того, чтобы построить более невосприимчивый к внешним воздействиям, инклюзивный и устойчивый мир, в котором нет места голоду, – в том числе путем укрепления продовольственных систем и увеличения масштаба инвестиций в продовольственную безопасность и улучшение качества питания для всех людей, независимо от того, где они живут", – пишет в предисловии Генеральный секретарь ООН.
Вместе с докладом было опубликовано коммюнике ГСБПК.
Перспективы
Конфликты, национальные и глобальные экономические потрясения и экстремальные погодные условия оказывают друг на друга все больше влияния, взаимно усиливаясь и образуя спираль негативных последствий, способствующих усугублению проблемы тяжелого отсутствия продовольственной безопасности и недостаточности питания. И нет никаких признаков того, что в 2023 году роль этих факторов уменьшится: ожидается, что обусловленные изменением климата экстремальные погодные явления продолжатся, перспективы глобальной и национальной экономики весьма мрачны, а конфликты и отсутствие безопасности, вероятно, сохранятся.
Согласно прогнозам на 2023 год, имеющимся в отношении 38 из 58 стран/территорий на март 2023 года, на стадии 3 или выше по ККС/ГС будут находиться до 153 млн человек (18 процентов исследуемого населения). Кроме того, ожидается, что в шести странах – Буркина-Фасо, Гаити, Мали, части Нигерии (26 штатов и ФСТ), Сомали и Южном Судане – на стадии 5 по ККС/ГС будут находиться около 310 000 человек, причем почти три четверти из них – в Сомали.
***
Примечание для редакторов
Тяжелое отсутствие продовольственной безопасности возникает тогда, когда ввиду невозможности потреблять достаточное количество пищи жизнь человека или источники его средств к существованию подвергаются непосредственной опасности. Такое определение основано на международно признанных критериях острого голода, таких как Комплексная классификация стадий продовольственной безопасности (ККС) и Гармонизированная система (ГС). Это понятие не равнозначно хроническому голоду, о котором сообщается в ежегодном докладе ООН "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире" (СОФИ). Под хроническим голодом понимается ситуация, когда в течение длительного времени человек лишен возможности потреблять достаточное количество пищи для поддержания нормального активного образа жизни.
Информация о Глобальной сети и Глобальном докладе
Глобальная сеть по борьбе с продовольственными кризисами – это уникальное партнерство ВПП, Всемирного банка, Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, ФАО и ЮНИСЕФ, созданное в 2016 году, с тем чтобы совершенствовать анализ, уточнять фактические данные и достигать более широкого консенсуса в отношении распространенности и тяжести продовольственных кризисов; повышать эффективность коллективных усилий по предотвращению этих кризисов и реагированию на них; и улучшать понимание первопричин продовольственных кризисов и их взаимосвязей с другими потрясениями, не связанными с продовольствием.
Глобальный доклад о продовольственных кризисах является флагманской публикацией Глобальной сети и готовится при поддержке Информационной сети по продовольственной безопасности (ИСПБ). Он выпускается с 2016 года при участии 16 международных партнеров по гуманитарной деятельности и развитию в ходе прозрачного и основанного на консенсусе процесса на основе результатов главных исследований продовольственной безопасности на глобальном, региональном и национальном уровнях. Цель доклада – дать всеобъемлющую глобальную картину ширины и глубины продовольственных кризисов, а также служить информационной основой, способствующей принятию своевременных, экономически эффективных и учитывающих потребности гуманитарных действий, а также мер по повышению невосприимчивости к внешним воздействиям.
Ирина Уткина Отделение ФАО по связям со СМИ (+39) 06 570 52542 [email protected]
Николас Ригилло (ФАО) Отделение ФАО по связям со СМИ [email protected]
Отделение ФАО по связям со СМИ (+39) 06 570 53625 [email protected]
Джеймс Белгрейв ВПП Тел: +393665294297 [email protected]
Хелен Уайли (ЮНИСЕФ) Специалист по коммуникациям +1 917 244 2215 [email protected]