Вилли Гонcалвеш щелкает языком, подгоняя коз вверх по высокому грунтовому холму, расположенному у его фермы. Козы ищут траву, которая служит им кормом.
Несмотря на свое название, Кабо-Верде (в дословном переводе – "зеленый мыс") в это время года не такое уж и зеленое. Крайне сухой сезон окрасил остров Сантьягу в сплошные оттенки светло коричневого. Дальше будет только жарче, и еще три месяца до июля, когда наступит сезон дождей, если он, конечно, начнется вовремя.
Отпустив коз искать себе завтрак и потом самостоятельно добираться обратно до фермы привычным путем, Вилли идет кормить кур и поливать саженцы, которые, как он надеется, будут проданы в этот день в питомнике Зе Нены.
Он поднимает пленку, защищавшую растения ночью, и открывает грядки томатов, лука, капусты и маниока. Он берет лейку, чтобы наполнить ее у электрического насоса самым ценным, что у них есть в этот сезон: водой.
Когда на их ферме закончатся все запасы воды, оставшейся с прошлого сезона дождей, им придется ее покупать. Основным способом получения пресной воды на острове, омываемом со всех сторон Атлантическим океаном, является опреснение.
Как и во многих других странах, температура воздуха растет, а количество осадков уменьшается, поэтому фермерам приходится больше полагаться на другие источники воды, но из-за закупки воды их доходы снижаются.
Вилли берет в руки саженец, завернутый с почвой в черную пластиковую пленку. Это его любимая часть дня – посадка саженцев, создание жизни такой, как он ее видит.
Это акт любви в память об отце, который умер, когда Вилли было всего четыре года. Маме тогда приходилось делить внимание между работой и шестью другими детьми, и Вилли часто чувствовал себя обделенным. Он обрел дружбу в доме своей соседки Дельфины, или Нены, как ее чаще называют.
С девяти лет он почти каждый день ходил помогать Нене в саду – и познал там счастье. Нена относилась к нему как к родному. В этом вся Нена. Когда какому-либо фермеру нужна помощь, она всегда рядом. Когда маме Вилли нужен был кто-то для присмотра за детьми, пока она работала, Нена всегда ее выручала.
Несмотря на хорошие оценки, Вилли бросил школу и не переменил своего решения стать фермером, даже когда учителя пришли отговаривать его.
Вилли вспоминает: "Когда приходили мои учителя, они спрашивали меня, чем я хочу заниматься по жизни, потому что я хорошо учился. На все вопросы я отвечал, что это достойная работа, и она приносит хороший доход... Все дело в правильной организации".
Ферма, на которой Вилли и Нена работали вместе, выросла в три раза.
Сейчас, в возрасте 71 года, Нена отошла от дел. Теперь Вилли управляет фермой, работает на земле и занимается финансами, но присутствие Нены по-прежнему очень заметно. Она все время проводит на ферме, заботится о всяких мелочах, готовит еду для работников и следит за всеми делами с уверенностью и авторитетом женщины, посвятившей сельскому хозяйству всю свою жизнь.
Когда Вилли говорит о ней, его глаза сияют: "Если у кого-то возникают проблемы, она всегда готова помочь с чем угодно: хоть со строительством дома, хоть с готовкой пищи для голодающих. Ее очень уважают. Я беру с нее пример, такая она трудолюбивая и вежливая ко всем. Она научила меня всему, что я знаю".
Приверженность Вилли и Нены своему делу и желание осваивать новые методы работы не остались незамеченными: однажды им позвонили из Министерства сельского хозяйства. Чиновники пригласили Вилли на тренинг по рациональному использованию почв и борьбе с вредителями, организованный Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) в рамках Программы сотрудничества Юг – Юг (СЮЮ) ФАО и Китая.
С изменением климата усилилась эрозия почвы и упало ее плодородие, не говоря уже о том, что в стране резко возросло количество вредителей растений. Из-за повышения температуры Кабо Верде стало новым домом для вредителей, которые чувствуют себя очень комфортно. В 2017 году в Кабо-Верде появилась кукурузная лиственная совка, которая с тех пор причиняет разрушительный ущерб запасам кукурузы, не щадя в том числе и посевы Вилли. Другими грозными врагами являются плодовая муха, которая особенно вредит урожаю манго, и томатная моль, названная так в честь его излюбленной пищи.
При посредничестве ФАО Кабо-Верде обратилось за помощью в борьбе с этими растущими угрозами, и именно такую помощь смог предложить Китай, который в прошлом сам сталкивался со многими из этих трудностей на своей огромной территории.
В рамках проектов сотрудничества Юг – Юг технологии и опыт стран-посетителей соотносятся с потребностями и запросам стран-получателей, что позволяет передавать в рамках партнерства экспертные знания и опыт. Китай передает Кабо-Верде знания, полученные им в его сельских районах, которые удивительно похожи на внутренние районы этого небольшого острова.
Вилли, которому всегда интересно получать новые знания, так отзывается об этом тренинге: "Мне это было очень полезно. Я впервые участвую в учебной программе, в которой говорится о том, что нам действительно нужно".”
Солнце зашло за горизонт, и Вилли переходит к сбору фруктов в садах. Манго, которые он собирает, – это лишь малая часть того, что раньше росло на деревьях. Времена года сдвинулись. А теперь еще и появились плодовые мухи, которые поражают манго тысячами. Затем наступает влажный сезон, когда начинается нашествие кукурузной лиственной совки.
Вилли показывает ловушку для вредителей, которая выглядит как обычный пластиковый контейнер, подвешенный на шесте. На самом деле это настоящее технологическое достижение. Внутри находятся феромоны, созданные в лаборатории для привлечения самцов кукурузной лиственной совки. Если уничтожить самцов, самки не смогут размножаться. Эта инновация может значительно сократить численность этих опасных вредителей без использования химикатов, негативно влияющих на состояние земли.
Вилли также следит за состоянием почв. Раньше он не обращал на это особого внимания, считая почву просто ресурсом, но благодаря Яньхуа Цзэну, специалисту по садоводству и почвам, направленному сюда Министерством сельского хозяйства и деревни Китая, Вилли скоро изменил свое мнение.
"Наша почва слабая, а вода соленая. Порой мы виним семена, растения. А на этом тренинге я научился работать с почвой".
Теперь Вилли умеет распознавать недостаток питательных веществ в земле, что позволило ему увеличить урожайность. Теперь они используют козий навоз и растительные остатки для удобрения почвы.
"Вилли рассказал мне, что раньше он покупал органические удобрения. Теперь он научился их делать сам. А деньги, которые он на этом сэкономит, пойдут на другие цели на его ферме. То есть он может вложить сэкономленные средства в другие области своего хозяйства", – рассказывает Катя Невес, помощник представителя ФАО, отвечающая за программу в Кабо-Верде.
Вилли также знает, как часто нужно поливать растения. По почве Яньхуа Цзэн понял, что Вилли чрезмерно поливает некоторые культуры. А в такой засушливый период, как сейчас, экономия воды – это практически деньги в кармане.
Многие фермеры неохотно пробуют что-то новое, но Вилли всегда готов учиться чему-то еще. Это вполне соответствует его мечте:
"Теперь я мечтаю о собственном питомнике, где я буду выращивать растения и продавать их фермерам. Чтобы в будущем стать самому себе начальником".
После тренинга Вилли вместе с другими фермерами делится знаниями и полученной от экспертов информацией, способствуя их дальнейшему распространению. Цель проекта заключается в том, чтобы фермеры, прошедшие тренинг, сами учили других фермеров:
"Мы надеемся, что благодаря его [Вилли] авторитету у других фермеров мы вместе сможем распространить эти методы, популяризовать их и найти способы, позволяющие нам, фермерам и техническим специалистам, вместе бороться с проблемами, вызванными вредителями в Кабо Верде", – говорит инженер по защите растений Национального исследовательского института сельскохозяйственного развития Жилберту Силва.
Чуть дальше к северу на острове Сантьягу доносится ритмичный, мелодичный звук, похожий на бой барабана, призывающий людей к танцу. Это Селештина Тавареш готовит сливочное масло на день. В большой пластиковой бутыли из-под воды она взбивает молоко, гоняя его вперед и назад, вперед и в стороны, создавая своего рода музыку, под которую молоко сбивается в творожные сгустки.
В 5 утра такое занятие требует много сил, зато это масло можно будет продать по 25 евро за литр, в то время как 1,5 литра молока стоят 1,5 евро.
Разница в цене окупает труд Селештины, хотя немногие видели, как она создает свои шедевры. В свои 47 лет она занимается этим уже не первый десяток лет, для нее это обычное утреннее занятие.
Отделить сгустки и сцедить над миской. Промыть, добавить соль, убрать в холодильник. По выходным она кипятит их на открытом огне, который они разводят на недостроенном верхнем этаже своего дома, отведенном для этого занятия.
Когда результат утренней работы убран в холодильник, Селештина со своим отцом, Франсишку, садятся в грузовик и едут на ферму, которая расположена неподалеку, всего в 10 минутах езды, но находится как будто в другом мире.
Они едут по узкой грунтовой дороге мимо полей и других угодий, которые частично используются в сельскохозяйственных целях, и наконец приезжают к своим животным, живущим рядом с береговой линией острова – темнеющим участком безлюдного пляжа с сильными волнами, бьющимися о песчаный берег и зубчатые скалистые утесы, нависающие над океаном.
Селештину ждут ее дойные коровы Марианна и Элоиза, а также куры, свиньи, гуси и индейки. Вместе с отцом и сыном она долго кормит всю эту живность.
Под одной крышей собрались представители трех поколений, и хотя Селештина рада помощи сына, она чувствует, что он хочет заниматься чем-то другим, как и многие молодые люди на острове. Молодежь считает сельское хозяйство слишком трудоемким и малодоходным и предпочитает уезжать в города или за границу, чтобы найти более выгодную и стабильную работу.
Селештина сама была не такой. С раннего детства она наблюдала за тем, как ее отец работает с животными, и всегда хотела заниматься тем же самым.
"Я с рождения видела, как мой отец работает с животными, и меня эти занятия всегда вдохновляли, – рассказывает Селештина. – Отец научил меня всему, что я знаю. Позже, на тренинге, я углубила некоторые знания, но я всему научилась именно от него".
Селештина всегда хотела работать с животными и мечтала стать ветеринаром. Первые шаги в этом направлении она сделала, получив диплом по специальности "Первичная ветеринарная помощь", но не смогла учиться дальше, так как для этого требовались время и деньги. Она до сих пор мечтает когда-нибудь доучиться, и ее отец желает ей того же.
Франсишку с гордостью говорит о Селештине и ее мечте: "Она – моя правая рука. Я без нее никуда... Я хотел, чтобы она стала ветеринаром, но у нас не было средств, поэтому она прошла часть пути и остановилась".
Пока что она рада работать с животными, которые приносят ее семье заработок, необходимый для жизни.
Она кормит Марианну и Элоизу импортным ячменем, который они купили. Он дороже местного корма, но Франсишку утверждает, что он более качественный. Корм очень важен для здоровья и продуктивности животных. Некачественный корм может привести к болезням и снижению надоев.
Одна из главных проблем Селештины и Франсишку заключается в растущей стоимости кормов, бо́льшая часть которых импортируется на это островное государство. Более того, Кабо-Верде, как и многие другие МОСТРАГ, импортирует большинство своей пищевой продукции. Это делает страну очень уязвимой для рыночных потрясений, которые влияют на цены на продовольствие и корма. За последние пару лет такие потрясения очень участились, сильно повлияв на доходы населения и уровень нищеты.
Не говоря уже об экономических последствиях нехватки воды. Животным нужна вода. Селештина и Франсишку, как и Вилли, вынуждены покупать опресненную воду, чтобы обеспечить ее необходимое количество.
"Мы сталкиваемся здесь с проблемой отсутствия дождей и воды. В этом случае возникают трудности с выпасом скота. И, как видите, у нас нет воды для скота, ее приходится завозить. Это самая большая трудность", – объясняет Селештина.
Чжици Ли заходит на ферму во второй половине дня. Он является специалистом по животноводству, направленным Министерством сельского хозяйства и деревни Китая. Вместе с Яньхуа Цзэном они посещают образцовые фермы и проводят там тренинги для фермеров. Сегодня тренинг проводится только для Селештины с отцом, и он посвящен именно этой проблеме: корму.
Ли просит Селештину и Франсишку скосить слоновую траву, выращенную на их земле специально на корм скота. Стебли пропускаются через специальную машину и укладываются в бочку еще зелеными, не сухими, как это обычно делается. По словам Ли, это позволяет сохранить больше питательных веществ. Это также дешевле, чем покупать корм.
"Зеленые стебли кукурузы гораздо лучше пускать в корм сразу после уборки, – говорит Ли. – Так корм получается более питательным. Это также хороший метод ведения безотходного сельского хозяйства".
Франсишку внимательно прислушивается к таким советам: как использовать то, что им дает земля, и сократить расходы, сохранив деньги для других нужд.
Коровы обожают этот зеленый корм, с удовольствием отправляя его себе в рот своими длинными языками. Селештина гладит Марианну, пока та ест вкусную траву. "Больше всего мне нравится кормить животных. Мне нравится видеть, как они едят; видно, что они счастливы".
Поскольку земли на этом архипелаге мало, большинство сельских жителей владеют домашним скотом, но не фермами. Их животные – основной источник дохода. Животноводством занимаются 85,6 процента сельского населения, объясняет директор Службы животноводства и ветеринарии Министерства сельского хозяйства и охраны окружающей среды Аналина Перейра де Баррос Оленде.
"Это источник средств к существованию, но люди также относятся к скоту, особенно к свиньям, как к сберегательной кассе. Они выращивают свиней, чтобы в случае необходимости продать их и удовлетворить свои потребности", – добавляет она.
Аналина работает с Франсишку и Селештиной уже 20 лет и гордится тем, чего они добились, а с помощью китайских специалистов им удалось добиться еще большего.
Будущее острова зависит от более рациональных способов использования сокращающихся водных ресурсов, снижения зависимости от импорта и его волатильных цен, а также освоения новых методов борьбы с вредителями и другими последствиями повышения температуры.
В островных государствах последствия изменения климата видны невооруженным глазом. Это заботит всех фермеров, это их повседневная реальность. Ключом к решению этих проблем являются инновации, обмен опытом и тиражируемые методы работы.
Поскольку все страны борются с изменением климата по-разному, очень важно, чтобы между ними происходил обмен опытом и решениями. Партнерства, в том числе ФАО, Кабо-Верде и Китая, помогают находить решения повседневных проблем фермеров и мелких животноводов страны.
"Я очень ценю тот факт, что в рамках сотрудничества Юг – Юг ученые, эксперты из Китая, работают с местными коллегами, каждый день делясь с ними своим опытом... – резюмирует представитель ФАО Анна-Лаура Туза. – Они понимают проблемы жителей Кабо-Верде и привносят опыт Китая. Очень ценно, когда страны, столкнувшиеся с аналогичными ситуациями и нашедшие возможные решения, делятся ими".
Успех инноваций кроется в их простоте: это важнейшая характеристика методов, которые могут быть эффективно внедрены и тиражированы с минимальными усилиями и затратами. Подобные методы, положительно влияющие на производство продовольствия и получение доходов, могут сподвигнуть молодежь Кабо-Верде не покидать свои сельские края, производящие глубокое впечатление на туристов, приезжающих посмотреть на них из самых отдаленных уголков планеты. Оптимизированные и инновационные сельскохозяйственные методы потенциально способствуют снижению уровня нищеты и борьбе с меняющимся климатом. Экспертные знания и опыт уже накоплены. Теперь их нужно передавать дальше.