«Для уязвимых групп населения во всей Западной Африке хуже времени для COVID-19 трудно и представить»

Беседа с Кумбой Соу, координатором по вопросам устойчивости к внешним воздействиям для Западной Африки

Мавританские кочевники-скотоводы. Закрытие границ и ограничения передвижения из-за пандемии помешает кочевым скотоводам перемещаться со своими животными в поисках корма и воды, с тяжкими последствиями для их средств существования.

©Photo: ©FAO/Carl de Souza

27/04/2020

В этом интервью мы беседуем с Кумбой Соу, координатором по вопросам устойчивости к внешним воздействиям для Западной Африки, о пандемии COVID-19 и о том, что она означает для миллионов жителей Западной Африки, которые уже борются с голодом и конфликтами. 

Западная Африка и регион Сахели в особенности уже давно подвержены засухам и нехватке продовольствия, а в последнее десятилетие - еще и растущей нестабильности. Какова ситуация в настоящее время?

Это непростой регион - страдающий от хронического голода, незащищенности, изменения климата, угроз нашествия пустынной саранчи, а теперь еще пандемия. Из года в год, в нижней части таблицы Индекса развития ООН пять из десяти стран - из Западной Африки.

Прямо сейчас нас особенно беспокоит гуманитарный кризис в Центральной Сахели, к которой относятся Буркина-Фасо, Мали и Нигер. Почти четыре миллиона человек там уже сталкиваются с крайним голодом, а к августу их число может вырасти до 5,5 млн. Чтобы было понятно: к августу в Буркина-Фасо более двух миллионов человек могут оказаться перед угрозой крайнего голода и в самое неподходящее время - наступает межсезонье и продовольствия становится меньше. Их число в три раза выше, чем в прошлом году в тот же период.

По всей Западной Африке по состоянию на начало апреля свыше 11 млн человек нуждаются в неотложной продовольственной помощи, главном образом из-за конфликтов. И если быстро не принять мер, это число будет продолжать расти и в период между урожаями (июнь - август) может достичь 17 млн.

Многие не просто голодают. Они также лишились родного очага и потеряли все, что имели. Говоря о них, я имею в виду одну и ту же историю - разграбленных деревень, убитых или обездоленных родных, уничтоженных домов и посевов, брошенного или уничтоженного домашнего скота.

Сейчас в Центральной Сахели около 1,2 млн человек являются вынужденными переселенцами. Если конфликт не прекратится, еще большему числу людей выпадет такая же участь.

Согласно Глобальному докладу по продовольственным кризисам 2020 года, рост насилия, перемещений и сбоев в сельском хозяйстве и торговле в сочетании с неблагоприятным климатом в странах Западной Африки и Сахели усугубит острую проблему отсутствия продовольственной безопасности во многих районах в этом году.

Для уязвимых общин во всей Западной Африки хуже времени для COVID-19 трудно и представить.

Кому больше всех грозит COVID-19?

В первую очередь - детям. Уровень неполноценности питания в Сахели - один их самых высоких в мире. Почти 2,5 млн детей, и более четверти в Буркина-Фасо, Мали и Нигере, страдают от тяжелой и острой формы неполноценности питания.  

А поскольку всегда в первую очередь страдают матери и дети, именно они и пострадают больше всех во время пандемии.

Крайняя опасность грозит тем, кто уже голодает или уже голодает и оказался вынужденным переселенцем.

Главное, необходимо подчеркнуть, что пандемия распространяется в важнейшие для этого региона месяцы, когда нужно заниматься посевом, перегонять скот. Фермеры должны иметь возможность не только продавать свою текущую продукцию, но и получить доступ на свои поля и на рынки, чтобы приготовиться к основному сельскохозяйственному сезону 2020/2021 годов. Пастбищным скотоводам и кочевникам-скотоводам нужно двигаться дальше со своими животными. Правительствам и гуманитарным организациям необходимо помочь тем, кто срочно нуждается в продовольственной помощи и организации питания, а также в чрезвычайной поддержке в межсезонье.

Веками по всей Сахели кочевники-скотоводы каждый год перемещались на сотни миль в поисках пастбищ для своего стада. Это они проделывают каждый год и в особенности в апреле-мае, когда пастбища становятся суше.

Многие мавританские кочевники-скотоводы, например, в поисках пастбищ отправляются в Мали и Сенегал.  

Но с закрытием границ кочевники-скотоводы больше не могут перемещаться в поисках корма и воды или для торговли - животных можно выменивать на другие продукты или предметы первой необходимости.  

В результате кочевники потеряют свои доходы, так как не смогут продать животных или купить все для них необходимое, а могут и потерять скот, так как животные могут пасть или заболеть. Когда страдают животные, страдают и люди. Когда животные умирают или перестают давать молоко или мясо, люди начинают голодать. С потерей животных люди лишаются и средств к существованию.

От COVID-19 пострадают и фермеры из-за перебоев с поставкой удобрений и семян, закрытия магазинов и рынков и уменьшения объема помощи.

Пандемия - если она распространится еще дальше - приведет к росту угроз: от еще большей численности вынужденных переселенцев до уменьшения доступности самых необходимых социальных услуг, роста цен на продовольствие, уменьшения количества еды. 

Ощущается ли уже воздействие COVID-19 на продовольственную безопасность людей в Западной Африке?

Правительства ввели такие меры, как соблюдение физической дистанции и закрытие рынков. Это приведет к нарушению работы рынка - как для продавцов, так и для покупателей.

Воздействие COVID-19 уже видно в районах выпасов. Так как большинство границ закрыты, передвижение скотоводов и животных ограничено.  

Хотя воздействия пандемии на цены на сырьевые товары еще пока не заметно, то, что многие закупают основные сырьевые товары оптом, может привести к временному увеличению затрат и к перебоям, с которыми будет трудно справиться, так как/если упадет производство. Уже пострадал транспорт, что скажется на поставках продовольствия и продуктов.

Какие ответные меры принимает ФАО?

Поскольку основная часть Западной Африки и так уже страдает от других сложных кризисных ситуаций, нашим первоочередным приоритетом является обеспечение и сохранение наших текущих чрезвычайных мер реагирования, в особенности деятельности по поддержке предстоящей сельскохозяйственной кампании, что поможет смягчить воздействие COVID-19 на продовольственную безопасность.

Это будет очень непростой задачей ввиду операционных сложностей, возникающих из-за ограничений передвижения, введенных в большинстве стран. Однако, работая тесно с правительствами, учреждениями ООН и партнерами, мы перестраиваемся и находим пути для выполнения своей задачи.

Однако наша работа по реагированию во всем регионе профинансирована только на 20%. Мы призываем доноров и партнеров не забывать о существующих чрезвычайных ситуациях помимо COVID-19.

В качестве ответа на COVID-19 ФАО собирает информацию и проводит анализ на региональном и страновом уровнях относительно возможных последствий пандемии для сельского хозяйства и продовольственной безопасности, и эта информация будет учтена в глобальной системе данных. Это позволит обосновать разработку национальных и региональных стратегий, а также конкретных планов стран по обеспечению готовности к COVID-19 и мер реагирования. Ряд действий из этих планов уже реализуется.

В Буркина-Фасо ФАО, благодаря поддержке Центрального фонда реагирования на чрезвычайные ситуации (CERF) Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), приступает к осуществлению программы по оказанию неотложной помощи уязвимым домашним хозяйствам, находящимся на карантине в городских и пригородных районах, чтобы они смогли получить доступ к здоровой и питательной еде.  

В Сенегале ФАО оказывает поддержку усилиям правительства по борьбе с пандемией через кампании информирования, особенно всех участников продовольственной производственно-сбытовой цепочки, чтобы избежать дальнейшего распространения пандемии. Мы будет помогать мелким производителям, пострадавшим от прекращения торговли, главным образом женщинам, продавать свою продукцию, зарабатывать достаточно денег и готовиться к посадкам. И мы будем раздавать деньги и ваучеры пастбищным скотоводам, чтобы они смогли накормить своих животных и снижать отходы и потери продовольствия.

В краткосрочной перспективе приоритеты таковы: помочь уязвимым домашним хозяйствам, пострадавшим от COVID-19, получить доступ к необходимому продовольствию; обеспечить наличие у пастбищных скотоводов кормов и воды в текущий засушливый сезон, а у фермеров - семян для начала посева; обеспечить социальную защиту в межсезонье и поддерживать функционирование рынков и цепочек товарной стоимости, чтобы люди могли приобретать необходимые продукты питания и по адекватным ценам.

Эксперты ФАО также следят за ситуацией с пустынной саранчой, так как к середине года не исключена возможность вторжения вредителя в Западную Африку.  

Что необходимо делать правительствам? 

ФАО призывает страны следить за ситуацией и адаптировать свои планы по реагированию к последствиям пандемии - по мере того, как о них становится лучше известно. Крайне важно упреждать воздействие COVID-19 на сельское хозяйство, продовольственную безопасность и жизнь уязвимых женщин и детей. Одним из наиболее важных действий на национальном и региональном уровне является обеспечение работы продовольственных систем и цепочек снабжения продовольствием.

Шестнадцатого апреля в ходе совещания, организованного АС и ФАО, все 55 государств-членов Африканского союза (АС) обязались поддерживать доступность продовольствия и питания для наиболее уязвимых граждан Африки; проводить меры социальной защиты; сводить к минимуму нарушения свободного перемещения и перевозки важных категорий людей и также транспортировки и реализации товаров и услуг, а также сохранять открытыми границы для продовольственной и сельскохозяйственной торговли. Это первый, важнейший шаг, и ФАО гордится, что является частью этого процесса.

Что будет самым сложным для работы ФАО, если ситуация с пандемией ухудшится?  

Если пандемия ухудшится, еще 50 млн человек в регионе грозит продовольственный кризис.

Вот почему мы наращиваем свою поддержку через местных партнеров и организации и находим инновационные подходы, чтобы повысить местный потенциал, например, при помощи онлайн-курсов подготовки и дистанционную поддержку. Во время кризиса Эболы мы усвоили, что некоторые виды деятельности можно проводить путем включения их в нашу обычную работу, соблюдая при этом дополнительные меры, такие как медицинские протоколы. ФАО задействовала планы по бесперебойной деятельности по всему региону с целью обеспечения безопасности своего персонала, партнеров и бенефициаров и продолжения проводимой работы.

Что еще вы бы хотели дополнить?

В эти непростые времена давайте не будем забывать о том, что люди в Западной Африке доказали свою способность выстаивать перед лицом кризиса. И вообще, глобальный подход ФАО и многих других учреждений к COVID-19 опирается на уроки, усвоенные во время кризиса Эболы в Западной Африке.

Из Эболы мы также вынесли урок, что пока COVID-19 - это главным образом кризис здравоохранения, мы должны сделать все возможное, чтобы не обратить его в продовольственный кризис, а для многих общин в Западной Африке - в еще более масштабный продовольственный кризис.

Контакты

Adel Sarkozi FAO Media Relations (Rome) (+39) 06 570 52537 [email protected]