Интервью с директором Управления ФАО по чрезвычайным операциям и устойчивости к внешним факторам Реином Пёульсеном
В условиях продовольственного кризиса более 70 процентов страдающего от него населения живет в сельских общинах, но при этом от общего объема финансирования, выделяемого для гуманитарного реагирования на такие продолжительные чрезвычайные ситуации, всего лишь 4 процента направляется на поддержку сельского хозяйства.
©FAO
Рим – Пандемия COVID-19, климатический кризис, деградация природной среды, утрата биоразнообразия и конфликты – все это в последние годы привело к возникновению серьезных проблем в области продовольственной безопасности во всем мире. Сегодня миллионы людей в более чем 45 странах нуждаются в срочной помощи.
Однако, как отмечает директор Управления по чрезвычайным операциям и устойчивости к внешним факторам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Реин Пёульсен, оказания только лишь продовольственной помощи недостаточно для урегулирования усугубляющегося продовольственного кризиса.
В интервью новостной редакции ФАО г-н Пёульсен рассказывает о критических проблемах, стоящих перед международным гуманитарным сообществом, и подчеркивает важность упреждающих мер и инвестиций в поддержку местного производства продуктов питания и повышения невосприимчивости сельского хозяйства к внешним воздействиям в районах, охваченных голодом.
Вам довелось руководить многими из крупнейших программ гуманитарной и чрезвычайной помощи в мире. Каким образом изменилась гуманитарная обстановка за последние несколько десятилетий?
Пожалуй, одно из наиболее заметных изменений – это, откровенно говоря, взрывной, резкий рост числа людей, нуждающихся в срочной помощи.
В конце прошлого года в рамках "Обзора гуманитарной ситуации в мире", совместной инициативы, координируемой Организацией Объединенных Наций и ее партнерами, включая ФАО, был озвучен призыв к оказанию поддержки порядка 230 млн человек. Эти цифры, прямо скажем, ошеломляют. Они показывают нам, что мы должны работать не только больше, но и эффективнее.
Какой главный вывод Вы сделали за время Вашей работы с глобальными чрезвычайными ситуациями?
Основных выводов несколько, но я хотел бы прежде всего отметить ту жизнестойкость, которую проявляют домохозяйства и общины, и поразительную способность людей преодолевать трудности, выживать и адаптироваться – даже в условиях самых экстремальных бедствий.
Основная мысль, которую мы, ФАО, хотим до всех донести, заключается в том, что большинство людей, нуждающихся в гуманитарной помощи, – это жители сельских районов. Это фермеры. Это люди, которые привязаны к земле; это рыбаки. Поэтому при оказании чрезвычайной помощи мы должны ориентироваться в первую очередь на них.
Что представляет собой чрезвычайная сельскохозяйственная помощь, оказываемая фермерам и рыбакам?
По сути, эта помощь заключается в предоставлении пострадавшим фермерским семьям необходимых ресурсов.
Это могут быть семена, инструменты или техническая помощь, которые позволят им вырастить урожай в грядущем сезоне. Это могут быть чрезвычайные поставки кормов для животных и даже оказание ветеринарной помощи в целях сохранения поголовья животных в периоды засухи или в зимнее время. Нередко мы также помогаем людям просто деньгами.
Все это те меры, которые обычно необходимы фермерским семьям, чтобы продержаться в трудный период.
Например, в начале февраля я посетил Афганистан. За один лишь прошлый год ФАО совместно с 21 партнером-исполнителем оказали прямую поддержку более чем 6 млн сельских жителей Афганистана, реализовав ряд своевременных мероприятий. Мы помогаем им сохранить поголовье животных в зимний период, а также оказываем денежную помощь домохозяйствам, возглавляемым женщинами, и маргинализированным семьям, у которых даже нет доступа к участку земли.
Мы концентрируемся на том, что может быть сделано на их придомовых участках, будь то выращивание овощей или разведение, скажем, кур – как источника животного белка. Это конкретные, практические меры, способные значительно улучшить положение сельского населения, оказавшегося в ситуации острого отсутствия продовольственной безопасности.
Кроме того, за 220 долл. США мы предоставляем фермерам Афганистана семена пшеницы в объеме, достаточном для обеспечения их годовой потребности в зерновых. Мы обеспечиваем их семенами более высокого качества на несколько лет вперед. Так что помощь заключается не только в раздаче продовольствия или денег, но и в более действенных мерах, дающих долгосрочные результаты.
Каким образом можно использовать превентивные подходы для предотвращения потенциальных чрезвычайных ситуаций, связанных с продовольственным кризисом?
Приведу пример: ФАО сыграла ключевую роль в успешной кампании по оказанию поддержки правительствам нескольких стран в предотвращении масштабных нашествий пустынной саранчи и реагировании на них, когда такие нашествия охватили большую часть Африканского Рога и Восточной Африки, а также ряд других стран.
Раннее выявление позволило нам принять меры реагирования в широком масштабе. Эта кампания, длившаяся более двух лет, стоила около 230 млн долл. США и предотвратила потерю зерновых на сумму не менее 1,8 млрд долл. Результат налицо.
Зачем ждать, пока случится бедствие? Разве кто-то предпочтет ждать раздачи продовольствия и денег или получения помощи после наступления бедствия, вместо того чтобы подготовиться и защитить себя и свою семью заранее?
Гуманитарное реагирование – это сильная сторона ФАО благодаря ее богатому опыту в области развития. Мы хорошо знакомы со спецификой общин и стран. У нас давние отношения с министерствами сельского хозяйства. Когда мы распространяем семена в той или иной стране, мы знаем, что это наиболее подходящие семена, потому что мы работали над их улучшением в течение нескольких лет.
Люди всегда хотят иметь возможность позаботиться о себе. В чрезвычайных ситуациях абсолютно необходимо обеспечивать защиту источников средств к существованию. Это экономически эффективный подход к реагированию. Это способ оказать людям, пострадавшим от бедствия, достойную поддержку. Не следует также забывать, что мы не просто даем семьям возможность прокормить себя в течение нескольких недель или месяцев – мы укрепляем их устойчивость к будущим бедствиям.
Достаточно ли средств выделяется в настоящее время на помощь сельскому хозяйству в чрезвычайных ситуациях?
В условиях продовольственного кризиса более 70 процентов страдающего от него населения живет в сельских общинах. Это фермеры и рыбаки. Но при этом от общего объема финансирования, выделяемого для гуманитарного реагирования на такие продолжительные чрезвычайные ситуации, всего лишь 4 процента направляется на поддержку сельского хозяйства.
Получается, что за счет сельского хозяйства живет большинство населения, а на меры сельскохозяйственного реагирования расходуется меньшая часть финансирования. Это совершенно нелогично. В чрезвычайных ситуациях важно уделять внимание источникам средств к существованию. Это экономически эффективный подход к реагированию. Это способ оказать людям, пострадавшим от бедствия, достойную поддержку.
Помимо этого, мы обеспечиваем реагирование на так называемые "внезапные события" – такие, как трагедия, случившаяся из-за землетрясения в Турции и Сирии. Реагирование на эти события – тоже часть нашей работы, и оно требует принятия безотлагательных мер.
И все же основная работа ФАО в области реагирования на чрезвычайные ситуации состоит в антикризисном реагировании в годовых масштабах. Мы должны сосредоточиться именно на этом, и именно поэтому мы должны выстраивать свою работу иначе.
В одном из недавних исследований ООН говорится, что число людей, погибших в прошлом году от засухи в Сомали, могло составить порядка 43 тыс. человек. Как поддержка сельского хозяйства спасает источники средств к существованию и жизни людей?
ФАО и ее партнеры из системы ООН еще в конце 2021 года призывали к широкомасштабному реагированию в этом регионе, поскольку уже тогда осадки становились все более скудными, а общины и уязвимые домохозяйства испытывали стресс.
И, как мне кажется, происходящее в регионе Африканского Рога, – это печальный пример того, что бывает, когда аналитическая работа в целях раннего предупреждения и призывы к упреждающему реагированию остаются проигнорированными. Ситуация в Сомали – это как раз тот случай, в котором своевременное принятие мер по поддержке сельского хозяйства позволило бы семьям остаться на своих землях, избавив их от необходимости переселяться в лагеря на городских окраинах.
Наш опыт с Сомали и другими странами показывает, что, до тех пор, пока у людей живы сельскохозяйственные животные, пока растет урожай, засеяны поля и им есть, о чем заботиться, они вряд ли покинут свои дома.
Это наиболее эффективные и достойные из всех доступных нам мер реагирования.
Какую поддержку ФАО оказывает населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций, связанных с конфликтами?
ФАО является техническим учреждением системы ООН с уникальным мандатом. Наши подходы к работе в условиях конфликта основаны на нашем техническом опыте и знаниях. Каждая страна и каждая ситуация имеют собственную специфику.
Приведу в качестве примера ситуацию в Тыграе. В прошлом году было много опасений по поводу угрозы голода. Еще до того как начался конфликт и боевые столкновения, ФАО, разумеется, вела работу в Тыграе, а также во всей Эфиопии.
Даже в условиях разгорающегося конфликта люди продолжали выращивать урожай. При поддержке ФАО и других организаций фермеры Тыграя произвели 900 тыс. метрических тонн продовольствия – объем, достаточный для удовлетворения потребностей в продуктах питания этого региона в течение 6-7 месяцев.
Благодаря своевременным мерам поддержки, мы можем помочь людям обеспечить себя всем необходимым даже в самых тяжелых обстоятельствах.
Какую поддержку ФАО оказывает странам в условиях таких глобальных вспышек заболеваний, как пандемия COVID-19?
На мой взгляд, есть ряд весьма важных уроков – и я надеюсь, что мы все их усвоили – в том, что касается взаимодействия между людьми, животными и природной средой.
Заболевания, передающиеся между животными и людьми, могут не только нарушать пищевые цепи, но и потенциально оказывать прямое воздействие на человека.
ФАО ведет неустанную работу в сотрудничестве с другими структурами системы ООН и иными партнерами в сфере охраны здоровья животных.
За последний год ФАО удалось предотвратить и купировать последствия около 990 серьезных вспышек зоонозов1). Если вы ничего об этом не слышали, значит, ФАО хорошо делает свою работу. Крайне важно принимать меры для недопущения очередной пандемии.
Интервью было отредактировано для целей краткости и ясности
Примечание:
1) В период с октября 2021 года по сентябрь 2022 года Центр чрезвычайных мер по борьбе трансграничными болезнями животных (ЭКТАД) ФАО принял меры реагирования на около 990 вспышек болезней в странах Азии, Африки и Ближнего Востока.
Лаура Киноньес Эксперт по коммуникации [email protected]
Отделение ФАО по связям со СМИ (+39) 06 570 53625 [email protected]