Ландшафты Южной Азии поражают воображение; скотоводческие общины таких стран региона, как Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Пакистан и Шри-Ланка, отличаются разнообразием. В Гималаях и Каракоруме расположены летние пастбища гуджаров и рауте, проживающих на территории Индии, Непала и Пакистана. В таких засушливых регионах, как пустыня Тар и плоскогорье Белуджистан, живут кочевники белуджи и рабари. На территории Афганистана находится горная система Гиндукуш, где пасут свой скот кочевники кучи, а высокогорные пастбища Бутана используют скотоводческие племена брокпа и лаяп. На плодородных равнинах и в дельтах рек Бангладеш и Индии есть все условия для животноводства с сезонным выпасом, а ведды и часть тамилов и сингалов на Шри-Ланке ведут полукочевой образ жизни и разводят скот в засушливых зонах. Многие пастбищные животноводы в регионе сохраняют традиционный жизненный уклад, в том числе кочуя вместе со стадами. Они прекрасно разбираются в животноводстве и разводят хорошо приспособленные к местным условиям породы верблюдов, крупного рогатого скота, одомашненных буйволов, яков, овец, коз, лошадей и ослов.
Скотоводы Южной Азии вынуждены приспосабливаться к стремительно меняющимся социально-экономическим, политическим и экологическим условиям. Многие из них вынуждены отказываться от традиционных форм животноводства в силу целого ряда причин, включая ограничение доступа к пастбищным угодьям из-за утраты ресурсов общего пользования и покупку земли для различных целей. Оставшиеся пастбищные угодья могут в любой момент быть утрачены по причине приобретения землепользователями, не имеющими отношения к скотоводству, и ужесточения правил; кроме того, положение усугубляется неопределенной подведомственностью и ограничениями на трансграничные передвижения. В число экономических трудностей, которые вынуждены преодолевать скотоводы, входят требования рынка, нестабильные цены на скот и ограниченный доступ к рынкам и инфраструктуре. Нехватка базовых услуг в скотоводческих регионах усугубляет нищету и ограничивает возможности будущих поколений. Кроме того, нарастает проблема "размывания культуры" – утраты традиционных знаний и традиционного образа жизни вследствие оттока молодежи в городские районы. Многогранные проблемы в сочетании с отсутствием у скотоводов возможностей участвовать в процессах принятия решений и нехваткой дезагрегированных данных создают повышенный риск для животноводческих общин Южной Азии и повышают вероятность утраты их традиционного образа жизни.
В число предполагаемых потребностей и приоритетов скотоводов региона входят обеспечение прав на землю посредством разработки более продуманной политики, направленной на защиту общих земельных угодий и обеспечение скотоводческим общинам гарантированных прав владения и пользования земельными ресурсами в целях прекращения утраты традиций скотоводства. Не менее важно оказывать населению содействие в адаптации к изменению климата, учитывая при этом, что изменение климата представляет собой серьезную проблему, но традиционный образ жизни скотоводов предполагает умение приспосабливаться к самым разным условиям. В частности, необходимо обеспечивать скотоводам возможности разводить климатоустойчивые породы скота, повышать эффективность эксплуатации водных ресурсов и внедрять системы раннего оповещения. Для повышения уровня жизни скотоводов важно расширять возможности поставки продуктов пастбищного животноводства на рынки и укреплять производственно-сбытовые цепочки. Кроме того, критически важно давать молодежи, в том числе девушкам, возможности занимать руководящие должности и обучать их навыкам, позволяющим ориентироваться в меняющихся условиях и при этом сохранять свое культурное наследие.
Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, появляются новые движения, ориентированные на сохранение культуры, обеспечение невосприимчивости к экологическим факторам и адаптацию к изменению климата с особым вниманием к правам скотоводческих общин, особенно женщин и молодежи. Цифровые инструменты и многосторонние платформы позволяют скотоводам эффективнее отстаивать свои права, но доступ к таким технологиям в регионе остается неравным, поэтому проблемы сохраняются.
Центр знаний о пастбищном животноводстве оказывал поддержку по следующим направлениям:
- развитие Альянса пастбищных животноводов Южной Азии путем проведения региональных совещаний и диалогов с привлечением населения. Первое региональное совещание состоялось в марте 2015 года в Гуджарате (Индия);
- разработка биокультурных общинных протоколов для пастбищных животноводов Гуджарата в партнерстве с Инициативной группой малдхари по развитию сельских районов (МАРАГ);
- участие членов сети в процессах на уровне политики, например в деятельности Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием, в реализации Глобальной программы устойчивого животноводства и т. д.
В настоящее время в Альянсе пастбищных животноводов Южной Азии (САПА) активно работают представители шести стран: Индии, Афганистана, Пакистана, Шри-Ланки, Бангладеш и Непала, и возможности присоединиться к нему рассматривает Бутан. Деятельность Альянса направлена на создание различных систем владения и пользования ресурсами, закрепление за скотоводами прав на пастбищные угодья и обеспечение им возможностей вносить вклад в сохранение окружающей среды путем укрепления их организаций и привлечения внимания к их коллективному мнению.
В 2022 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный год пастбищных земель и пастбищных животноводов (МГПЗПЖ), и САПА при поддержке стран Южной Азии использовал этот импульс для выдвижения ряда крупных инициатив. Как региональная платформа САПА в сотрудничестве со своими организациями-членами и региональной группой по поддержке Международного года пастбищных земель и пастбищных животноводов в целях наращивания потенциала и обмена знаниями организовывала информационно-просветительские кампании, практикумы и программы обмена опытом, которые координировали лица, пользующиеся авторитетом среди животноводов.
Одним из самых ярких достижений САПА стало проведение в июне 2024 года Встречи молодых животноводов, в которой приняли участие более 60 молодых животноводов из разных стран Южной Азии. Участники обсудили свои потребности и чаяния в области сохранения традиций животноводства и коллективно разработали Хартию требований. Этот документ призван служить ориентиром для информационно-просветительской деятельности на местном, национальном и общемировом уровнях в преддверии 2026 года и привлечь внимание к голосам молодых животноводов.
Статьи:
Создание Альянса пастбищных животноводов Южной Азии (на английском языке)
Биокультурные общинные протоколы для животноводов (на английском языке)
Полезные ссылки:
Альянс пастбищных животноводов Южной Азии (на английском языке)
МАРАГ (на английском языке)
Всемирный альянс кочевых коренных народов (ВАМИП)
Южная Азия – региональная группа по поддержке МГПЗПЖ (на английском языке)