Сокращение гендерного неравенства в агропродовольственных системах могло бы способствовать притоку $1 трлн. в мировую экономику и повышению продовольственной безопасности 45 млн. человек
В новом докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) отмечается, что "сокращение гендерного неравенства в агропродовольственных системах и расширение прав и возможностей женщин способствует борьбе с голодом, стимулирует экономический рост и повышает невосприимчивость к таким внешним воздействиям, как изменение климата и пандемия COVID-19".
Впервые с 2010 года ФАО опубликовала доклад "Положение женщин в агропродовольственных системах", в котором представлена полная картина положения женщин не только в сельскохозяйственном комплексе, но и в агропродовольственных системах в целом – от производства до распределения и потребления пищевой продукции.
В докладе подчеркивается, что в агропродовольственных системах в мире занято 36 процентов женщин и 38 процентов мужчин. Тем не менее, зачастую роль женщин подвергается маргинализации, а режим их работы несопоставим с режимом работы мужчин: женщины работают на условиях нерегулярной неофициальный частичной занятости и выполняют неквалифицированную или тяжелую работу. Женщины, работающие по найму в сельскохозяйственном секторе, зарабатывают 82 цента от каждого доллара, зарабатываемого мужчинами за труд равной ценности.
Также права женщин на владение землей в меньшей степени защищены юридически, чем права мужчин; их доступ к источникам кредитования и к образованию более ограничен и они вынуждены использовать в работе технологии, изначально разработанные для мужчин. Данные формы гендерного неравенства наравне с дискриминацией являются причиной 24-процентного разрыва в производительности мужского и женского труда на фермерских хозяйствах равного размера.
В исследовании подчеркивается, что во многих странах доля женщин, для которых агропроизводственные системы являются источником средств к существованию, превышает долю мужчин. Например, в странах Африки к югу от Сахары в сельскохозяйственном секторе трудятся 66 процентов женщин и 60 процентов мужчин. В странах Южной Азии подавляющее большинство женщин занято в агропродовольственных системах (71 процент женщин по сравнению с 47 процентами мужчин), хотя среди сельскохозяйственных работников число женщин меньше, чем число мужчин.
Социально-экономические выгоды
В предисловии к докладу приводится цитата из выступления Генерального директора ФАО Цюй Дунъюя: "Если мы решим проблему гендерного неравенства, повсеместно присущую агропродовольственным системам, и расширим права и возможности женщин, мир сможет совершить огромный скачок в достижении целей ликвидации нищеты и голода".
В исследовании объясняется, что устранение гендерного разрыва в производительности фермерских хозяйств и в оплате труда мужчин-фермеров и женщин-фермеров в сельскохозяйственном секторе будет способствовать увеличению мирового валового внутреннего продукта почти на 1 триллион долларов США и обеспечению продовольственной безопасности 45 миллионов человек.
Аналогичным образом, выгоды от проектов, направленных на реальное расширение прав и возможностей женщин, превышают выгоды от проектов, в которых лишь учтены аспекты гендерного равенства. Авторы доклада отмечают, что если бы половина мелких производителей продовольствия получила выгоду от мероприятий, проводимых в области развития, направленных на расширение прав и возможностей женщин, это способствовало бы значительному повышению доходов еще 58 миллионов человек и укреплению жизнестойкости еще 235 миллионов человек.
"Успех создания эффективных, инклюзивных, невосприимчивых к внешним воздействиям и устойчивых агропродовольственных систем зависит от успеха в работе по расширению прав и возможностей всех женщин и по сокращению гендерного неравенства. Испокон веков женщины работали на благо процветания агропродовольственных систем. Пришло время заставить агропродовольственные системы работать на благо женщин", – добавляет Цюй Дунъюй.
Неравенство, связанное с изменениями климата и глобальными экономическими потрясениями
В докладе также указывается, что экономический спад представляет особую угрозу для занятости женщин. Во всем мире в первый год пандемии COVID-19 лишились работы 22 процента женщин, занятых в "несельскохозяйственных" сегментах агропродовольственных систем, и только 2 процента мужчин.
В период пандемии более стремительными темпами усиливалось также отсутствие продовольственной безопасности женщин: они вынуждены были брать на себя больше обязанностей по уходу за членами семьи, вследствие чего девочки пропускали занятия в школе чаще, чем мальчики. Также был отмечен рост насилия в отношении женщин, особенно насилия в отношении женщин и девочек в семье.
В исследовании также подтверждается, что женщины более уязвимы к изменениям климата и стихийным бедствиям, чем мужчины ввиду того, что ограниченность ресурсов и дискриминационные нормы, лежащие в основе гендерного неравенства, могут затруднять процесс их адаптации к изменениям. Например, трудовая нагрузка женщин, включая количество часов занятости на сельскохозяйственных работах, во время климатических потрясений, таких как тепловой стресс, как правило, снижается меньше, чем трудовая нагрузка мужчин.
Медленные темпы прогресса
Несмотря на то, что за десятилетие, прошедшее с момента публикации последнего доклада ФАО, были достигнуты определенные успехи в сокращении гендерного разрыва в сфере доступа к цифровым технологиям и источникам финансирования, прогресс в работе по сокращению гендерных разрывов в большинстве областей остановился или был обращен вспять, что препятствовало улучшению ситуации по всем направлениям: от обеспечения продуктами питания до предоставления возможностей дошкольного воспитания и образования для детей; от повышения доходов женщин до обеспечения доступа женщин к качественной занятости.
Более того, гендерное неравенство в агропродовольственных системах является сдерживающим фактором для женщин на всех уровнях и во всех сферах. Женщины не имеют доступа к образованию, услугам кредитования и основным ресурсам и инструментам, необходимым для ведения сельского хозяйства, включая землю, удобрения и системы орошения, доступ к которым способствовал бы расширению их возможностей и позволил бы им полноценно участвовать в экономической жизни общества наравне с мужчинами.
Авторы доклада подчеркивают, что несмотря на то, что за последнее десятилетие уровень решения вопросов гендерного равенства в рамках национальных политик повысился, сокращению гендерного неравенства в агропродовольственных системах отчасти препятствует то, что политика, институты и дискриминационные социальные нормы по-прежнему ограничивают возможности женщин на равных реализовывать свои права на владение и пользование ресурсами.
Рекомендации
В докладе делается общий вывод о том, что сокращение гендерного неравенства в вопросах обеспечения средств к существованию, расширения доступа к ресурсам и повышения жизнестойкости является важнейшим шагом на пути к достижению гендерного равенства, расширению прав и возможностей женщин и созданию более справедливых агропродовольственных систем, устойчивых к внешним воздействиям.
Данная задача также подразумевает устранение пробелов, связанных с доступом к источникам финансирования, технологиям и ресурсам. Исследование демонстрирует, что внедрение мер по повышению производительности труда женщин увенчивается успехом лишь в том случае, когда они направлены на эффективное решение проблем, ложащихся на плечи женщин в связи с необходимостью ухаживать за членами семьи и вынужденной обязанностью выполнять неоплачиваемую работу по ведению домашнего хозяйства, а также на повышение доступа женщин к образованию, и способствуют закреплению прав женщин на владение землей.
Обеспечение доступа к услугам по уходу за детьми также способствует расширению возможностей трудоустройства для матерей, а внедрение программ социальной защиты, как показывает практика, способствуют повышению занятости и жизнестойкости женщин.
В докладе также указывается, что применение гендерно-трансформационных подходов открывает возможности для изменения дискриминационных норм и обладает высокой экономической эффективностью.
В заключение авторы рекомендуют обратить внимание на проблему отсутствия высококачественных данных, дезагрегированных по полу, возрасту и другим типам социальной и экономической дифференциации, необходимых для осуществления мониторинга и ускорения прогресса в достижении гендерного равенства в агропродовольственных системах.
Другие важнейшие выводы
• В 40 из 46 стран, представивших отчетность по показателю 5.a.1 цели 5 в области устойчивого развития, мужчины чаще обладают правом собственности или гарантиями права на управление землями сельскохозяйственного назначения, чем женщины.
• Гендерный разрыв в области доступа женщин к мобильной сети Интернет в странах с низким и средним уровнем дохода сократился с 25 процентов до 16 процентов в период с 2017 по 2021 год, а гендерный разрыв в области доступа к банковским счетам сократился с 9 процентных пунктов до 6 процентных пунктов.
• Гендерный разрыв в отсутствии продовольственной безопасности увеличился с 1,7 процентных пунктов в 2019 году до 4,3 процентных пунктов в 2021 году.
• Несмотря на то, что в 75 процентах политических документов, касающихся вопросов сельского хозяйства и развития сельских районов, предоставленных 68 странами, содержится признание роли женщин и/или проблем женщин в сельском хозяйстве и развитии сельских районов, только в 19 процентах документов обозначены конкретные политические цели, связанные с гендерной проблематикой.