Global Forum on Food Security and Nutrition (FSN Forum)

>> ENGLISH VERSION BELOW <<

1. Исходя из вашего опыта и знаний, каким образом соглашения и правила торговли повлияли на четыре измерения продовольственной безопасности (наличие, доступ, использование и стабильность)?

Я полностью согласна с участниками форума, что торговые соглашения непременно влияют на 4 составляющие продовольственной безопасности. Начиная с 2005 г., Республика Беларусь стабильно обеспечивает достаточный уровень продовольственной безопасности за счет собственного производства и является экспортоориентированной страной. При этом, имея 0,18 % мировых сельскохозяйственных угодий и 0,13 % мировой численности населения, занимает значительное место в мировых объемах производства и экспорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров: 3-е место в экспорте льноволокна и 7-е – молокопродуктов, входит в 20 стран-лидеров по экспорту сахара, масла рапсового, говядины. Производством аграрной продукции занимаются сельскохозяйственные организации, фермерские (крестьянские) хозяйства, а также подсобных хозяйств населения. На долю крупных сельскохозяйственных организаций приходится более 70,0 % продукции, средняя площадь их сельхозугодий составляет 5000 га, в пользовании организаций почти 7,0 млн га.

Из-за введенного продовольственного эмбарго Россией Беларусь получила шанс значительно упрочить свои позиции на продовольственном рынке данной страны, а следовательно и реализовать принятые соглашения в рамках Евразийского экономического союза и Союзного государства (Беларуси и России). Однако практика показала, что в настоящее время отечественные эксперты исчисляют убытки (потери) от возникших разногласий между странами в объеме не менее 100 млн. долл.

При этом, что Республика Беларусь активно развивает взаимную торговлю с Россией белорусские товары сельскохозяйственного происхождения занимают незначительный удельный вес на российском продовольственном рынке. Так, за последние три года доля белорусской сельскохозяйственной продукции и продовольствия в импорте России находилась в пределах 8-10 %, а в рационе питания российских потребителей продукция, импортируемая из Беларуси, составила: мясопродукты – 3,7 %, молокопродукты –10 %, кондитерские изделия и сахар – около 3,9 %. Что касается другой продукции, то их доля в рационе питания россиянина занимает в пределах – 0,1-0,3 %.

В свою очередь, доля России в общем импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Беларуси составляет около 25 %. Из России Беларусь импортирует готовые продукты из зерна (11 % в структуре импорта), растительное (подсолнечное) масло (9 %), алкогольные и безалкогольные напитки (8 %), рыбу и рыбопродукты (8 %) и т.д.

По нашим оценкам, как Беларусь, так и Россия обладают потенциальными возможностями наращивания объемов взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием и достижения ее большей сбалансированности. Беларусь может увеличить долю импорта из России до 35-40 % вместо 25 % существующих, снизив закупки продукции из третьих стран по таким товарам, как зерно, шроты (жмыхи), подсолнечное масло, рыба, корма для животных, шоколад.

2. Каковы ваши знания и опыт в обеспечении соответствия между мерами продовольственной безопасности и правилами торговли? Могут ли сыграть роль подходы, основанные на правах?

Мировые тенденции в обеспечении безопасности в сфере продовольствия определяют направления решения этой проблемы в каждой стране, но воздействие их проявляется по-разному. Республика Беларусь стабильно обеспечивает достаточный уровень продовольственной безопасности за счет собственного производства. Интегральный индекс собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 1,94 раза превышает объем, необходимый для внутреннего рынка. Оценивая уровень безопасности в сфере продовольствия как достаточный, следует отметить, что обеспечивается он общим состоянием экономики, так и развитием агропромышленного комплекса.

Чтобы повысить доверие потребителей к своей продукции, белорусские производители стремятся внедрять системы обеспечения качества: 21 мясоперерабатывающих и 55 молокоперерабатывающих организаций, 6 – птицефабрик, 86 организаций хлебопродуктов имеют сертификаты соответствия системы менеджмента качества требованиям ИСО 9001. Еще 23 предприятия мясной отрасли, 67 – молочной, внедрили международную систему качества по подтверждению соответствия принципам системы анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР). В 26 организациях (8 мясные и 17 молочные) внедрена система менеджмента безопасности пищевых продуктов «Требования к организациям, участвующим в пищевой цепи», соответствующих международным стандартам ИСО 22000.

Для решения данной проблемы в республике активно развивается маркетинговая и логистическая инфраструктура. В настоящее время на территории страны функционируют хранилища для картофеля, овощей и фруктов, склады-холодильники, 12 транспортно-логистических центров. Работает секция сельскохозяйственной продукции на Белорусской универсальной товарной бирже. Зарубежная товаропроводящая сеть Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь включает 155 структур (продовольственные компании, торговые дома, представительства, дистрибьюторов и дилеров).

В перспективе стратегия развития АПК Беларуси будет направлена на обеспечение сбалансированности внутреннего агропродовольственного рынка, а также наращивание объемов и повышение эффективности экспорта продовольственных и сельскохозяйственных товаров, прежде всего глубокой промышленной переработки с высокой добавленной стоимостью. Приоритетным направлением развития внешнеэкономической деятельности для страны должно оставаться более широкое и активное участие в региональных торгово-экономических сообществах.

3. Какими способами может быть обеспечено применение стратегии продовольственной безопасности, включающей компоненты, явным образом направленные на поддержку мелких фермерских хозяйств в условиях агро-биоразнообразия, чтобы это соответствовало глобальному рыночному подходу к вопросу продовольственной безопасности?

В вопросе 1 мною было отмечено, что на долю крупных сельскохозяйственных организаций Беларуси приходится более 70,0 % продукции, средняя площадь их сельхозугодий составляет 5000 га, в пользовании организаций почти 7,0 млн га. Доля фермерских (крестьянских) хозяйств незначительна.

В Республике Беларусь государственная поддержка АПК осуществляется в рамках мер «зеленой» и «желтой» корзин и включает в себя прямые и косвенные меры. В соответствии с представленными уведомлениями, в 2012 году уровень государственной поддержки на 1 га посевных площадей в Беларуси составил 434 долл. США, на одного занятого в сельском хозяйстве 5,5 тыс. долл. В Республике Беларусь цены регулируются государством. 

В адрес нашей страны часто слышна критика в излишнем субсидировании аграрного сектора. Однако, практические данные показывают, что прямое бюджетное субсидирование на единицу обрабатываемой земельной площади в 28 странах ЕС более, чем в два раза выше, чем в Беларуси. Соотношение размера субсидий со стоимостью произведенной сельскохозяйственной продукции в странах ЕС и Беларуси находится на одинаковом уровне. В то же время, аграрная политика Беларуси постоянно совершенствуется, в нее вносится ряд принципиальный изменений. Так, например, в рамках ЕАЭС наша страна уже имеет обязательства по поэтапному сокращению бюджетной поддержки АПК, которое полностью выполняется.

Кроме того, процесс международной экономической интеграции поставил перед Республикой Беларусь новые задачи. Так, в процессе выработки переговорной позиции по вступлению Беларуси в ВТО были проведены соответствующие расчеты по внутренней поддержке аграрной сферы, которые показали расхождение порядка ее оказания с международными требованиями. Наибольшая часть поддержки АПК Беларуси оказывается через меры, которые по требованиям ВТО подлежат сокращению. Поэтому, в целях снижения отрицательных последствий присоединения Беларуси к ВТО и недопущения снижения совокупной поддержки сельскохозяйственного производства, белорусскими учеными и совместно с Министерством сельского хозяйства проводится работа по выработке новых механизмов поддержки. В частности, выработан порядок оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, внутренней продовольственной помощи, а также оказания поддержки районам, имеющим неблагоприятные для производства сельскохозяйственной продукции.

1. From your knowledge and experience how have trade agreements and rules affected the four dimensions of food security (availability, access, utilization, stability)?     

I fully agree with the participants of the forum that trade agreements definitely affect the four dimensions of food security. Since 2005 the Republic of Belarus has been consistently providing a sufficient level of food security through its own production, and is an export-oriented country. At the same time, with 0.18% of world's agricultural land and 0.13% of the world population, Belarus occupies a significant place in the world production output and export of agricultural and food products - 3rd place in the exports of flax fibre and 7th place in the exports of dairy products; it is one of 20 leading countries for export of sugar, rapeseed oil, and beef. Agricultural organizations, farms (peasant) and subsidiary farms are engaged in agri-products production. Large agricultural organizations account for 70% of production; their average harvested area is 5,000 ha; 7.0 million ha is used by organizations. 

Due to the introduction of the food embargo in Russia, Belarus got a chance to significantly strengthen its position in the Russian food market, and therefore to carry out the agreements adopted within the framework of the Eurasian Economic Union and the Union State (Russia and Belarus). However, the reality is that currently due to disagreements between the countries, national experts compute losses of a minimum of 100 million USD.

Despite the fact, that the Republic of Belarus is rapidly developing mutual trade with Russia, Belarusian agri-products have an insignificant share in the food market of the Russian Federation. Thus over the past three years the share of Belarusian agri-products and food in the imports of Russia come within the range of 8-10%; as for the share of imported Belarusian products in the dietary structure of Russian consumers, it accounts for as follows: meat products – 3.7%, dairy products – 10%, confectionery and sugar – about 3.9%. As for other products, their share come within the range of 0.1-0.3%.

In its turn, the share of the Russian Federation in the total imports of agri-products, raw materials and food of Belarus is about 25%. Belarus imports final products of grain (11% of the imports), vegetable (sunflower) oil (9%), alcoholic and non-alcoholic beverages (8%), fish and fish products (8%), etc. from Russia.

According to our estimates, both Belarus and Russia have the potential to increase the volume of bilateral agricultural trade, as well as to improve the balance of trade. Belarus can increase the share of imports from Russia up to 35-40% instead of the current 25% by reducing procurement of products such as grain, oilseed meal (cake), sunflower oil, fish, pet food, and chocolate from third countries.

2. What is your knowledge and experience with creating coherence between food security measures and trade rules?  Can rights-based approaches play a role?

Global food security trends determine the guidelines to the solution of this problem in each country, but the impact of this problem is manifested in different ways. Belarus consistently provides a sufficient level of food security through its own production. Cumulative domestic agricultural production index is 1.94 times as much as the amount required by the domestic market. When assessing the level of food security as sufficient, it should be noted that it is ensured by the general economic situation and by the development of agro-industrial complex.

In order to build consumers trust, Belarusian manufacturers tend to introduce quality assurance systems. The following enterprises have an ISO 9001 certificate of conformity: 21 meat-processing factories and 55 dairy plants, 6 poultry plants, 86 baked goods factories. Another 23 meat-processing enterprises and 67 dairy plants introduced the Hazard Analysis and Critical Control Point system (HACCP).  26 organizations (8 meat-processing and 17 dairy plants) introduced food safety management system “Requirements for any organization in the food chain”, which is in full compliance with the international standard ISO 22000.

Country’s marketing and logistics infrastructures are rapidly developing in order to address this problem. Currently there are potato, fruits and vegetables storages, refrigerated warehouses, and 12 transport and logistics hubs operating in the country’s territory. There is an agri-products section working on the Belarusian Universal Commodity Exchange. The foreign commodity distribution network of the Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Belarus includes 155 institutions (food companies, trading houses, representative offices, distributors and dealers).

Agro-industrial complex development strategy in the long-term will be focused on balancing of the domestic agri-products market, as well as on increasing volumes and improving efficiency of food and agricultural exports, especially for advanced industrial processing products with high added value. Broader and more active participation in the regional trade and economic communities should remain the major priority development field.

3. How can a food security strategy, including components that explicitly support small-scale farmers in agro-biodiverse settings, be implemented in ways that might be compatible with a global market-based approach to food security?

As I’ve already mentioned in the first question, large agricultural organizations of Belarus account for more than 70.0% of production, the average area of farmland in use by organization is almost 7.0 million ha. The share of farms (peasant) is negligible.

State support of the agro-industrial complex of Belarus is provided within the framework of “green” and “yellow” box measures and includes direct and indirect measures. According to the official announcements the level of state support per 1 ha of arable land in Belarus in 2012 was 434 USD; and 5.5 thousand USD per person employed in agriculture. Belarus has state regulation of prices.

Our country is often criticized for excessive subsidizing of the agro-industrial complex. However, practical data shows that direct budget subsidies per unit of cultivated land area in EU28 are more than two times as much as in Belarus. Agricultural subsidy-value of production ratio in the EU and Belarus is at the same level. At the same time, agrarian policy of Belarus is constantly being improved; a number of fundamental changes are introduced. For example, at the EEU level our country already has obligations for phased reduction of our budget support to the agro-industrial complex, which are being fulfilled.  

Moreover, the process of international economic integration has set new tasks for Belarus. Thus, during the process of developing a negotiating position on Belarus' accession to the WTO, calculations of the agricultural domestic support have been made, and it showed non-conformity of the procedure with the international requirements. Most of the agricultural support in Belarus is provided through measures that have to be abandoned in accordance with the WTO requirements. Therefore, in order to reduce the negative effects of Belarus' accession to the WTO and to prevent aggregated agricultural support from decreasing, Belarusian scientists in collaboration with the Ministry of Agriculture are working on developing of the new support mechanisms. In particular, the procedure for the provision of support to agricultural producers, domestic food aid, as well as for the provision of support to areas that are unfavourable for agricultural production have been developed.