Соглашение о мерах государства порта (СМГП)

Историческая справка

Начальные основы мер государства порта в международно-правовых актах по рыболовству 

Эволюция правовых основ для мер государства порта началась с принятия в 1982 году Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву; меры государства порта рассматриваются в статье 218 Конвенции 1982 года, хотя при этом относятся скорее к загрязнению морской среды, чем к рыбопромысловым аспектам. В последующие десятилетия был подписан целый ряд обязывающих или необязывающих документов по рыболовству, в которых меры государства порта наряду с проблемой ННН-промысла рассматривались все подробнее и становились все более значимыми, в частности: 

Отдельный документ о мерах государства порта

После вступления в силу Соглашения ФАО о содействии соблюдению и Соглашения ООН по рыбным запасам, а также после того, как был принят МПД-ННН, ФАО инициировала разработку стандартов контроля в рыболовных портах. В 2005 году  Комитет ФАО по рыбному хозяйству (КРХ) одобрил Типовой комплекс мер государства порта для борьбы с ННН-промыслом, в котором рекомендовались минимальные стандарты МГП, требующие надлежащего выполнения на региональном или национальном уровне. 

От добровольного - к юридически обязывающему

С появлением Типового комплекса было признано, что отсутствие у документов обязательной силы пробьет брешь в системе эффективного осуществления МГП, и тогда Типовой комплекс был принят за отправную точку для постепенной подготовки свода обязательных мер государства порта. Участники проводившейся в 2006 году  сессии Конференции по обзору действия Соглашения Организации Объединенных Наций о рыбных запасах 1995 года поддержали инициативу по разработке глобального, юридически обязывающего документа о мерах государства порта и предложили государствам и РФМО начать соответствующий процесс в рамках ФАО.

Процесс подготовки такого документа продолжался в русле переговоров по ряду сложных вопросов, проходивших на различных экспертных и технических консультациях, и был одобрен  Конференцией ФАО в ноябре 2009 года в соответствии со статьей XIV Устава ФАО.

Вступление в силу первого юридически обязывающего документа по борьбе с ННН-промыслом

Хотя принятие СМГП стало важным знаковым событием, увенчавшим собой годы нелегких переговоров и энергичных усилий со стороны многочисленных организаций и государств, это соглашение оставалось бы только на бумаге вплоть до присоединения к нему 25 Сторон, которое было необходимо для его вступления в силу. Тогда ФАО в сотрудничестве с рядом государств, поддерживающих СМГП, а также с РФМО, НПО и другими организациями приступила к проведению кампании по популяризации выгод от этого соглашения. Эти усилия принесли свои плоды, и в июне 2016 года СМГП вступило в силу, имея не 25, а 30 Сторон.

От переговоров – к осуществлению

После вступления СМГП в силу основное внимание стало уделяться аспектам, касающимся осуществления Соглашения. Требовалось прояснить вопрос о том, какие органы за какие меры будут нести ответственность. В этой связи было созвано первое совещание Сторон, призванное рассмотреть ряд таких аспектов. С итогами этого совещания можно ознакомиться в докладе о работе совещания. Если говорить кратко, то на совещании был согласован ряд ключевых вопросов, что будет способствовать осуществлению СМГП на данном начальном этапе: 

  • учреждена Рабочая группа по части 6 и одобрен ее круг ведения;
  • принято решение о создании технической рабочей группы открытого состава по обмену информацией;
  • принято решение о проведении совещаний каждые два года;
  • принято решение о том, что механизм обмена информацией будет размещен на территории ФАО.
©FAO/Alessia Pierdomenico / FAO