Состояние лесов мира 2022

Глава 4 Существуют перспективные варианты наращивания инвестиций в лесохозяйственные стратегии развития, и они обещают ощутимые выгоды

4.4 Большим потенциалом содействия реализации предложенных лесохозяйственных стратегий развития обладает климатическое финансирование; быстро растут углеродные рынки

Климатическое финансирование имеет сложную архитектуру, позволяющую направлять финансовые потоки на мероприятия по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, в том числе с помощью механизмов, ориентированных на достижение конкретных результатов, таких как углеродные рынки и РЕДД+. Двадцать шестая сессия Конференции Сторон РКИКООН еще больше повысила важность проблемы климата в глобальной повестке. На этой сессии страны и частный сектор взяли на себя финансовые обязательства на сумму почти в 20 млрд долл. США и согласовали новые правила регулирования углеродных рынков, которые, как ожидается, значительно вырастут и будут обладать серьезным потенциалом для поддержки лесохозяйственных стратегий развития (врезка 24).

ВРЕЗКА 24ВАЖНЕЙШАЯ РОЛЬ ЛЕСОВ ПРИЗНАНА НА КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА 2021 ГОДА

Климатический пакт Глазго является результатом переговоров участников 26-й Конференции Сторон (КС-26) Рамочной конвенции ООН об изменении климата, состоявшейся в конце 2021 года в Глазго (Шотландия). Пакт предусматривает удвоение к 2025 году финансирования на цели адаптации, а развитые страны – участницы Конвенции должны будут обеспечить к 2025 году ежегодную мобилизацию 100 млрд долл. США на цели борьбы с изменением климата.

В контексте переговоров по статье 6 Парижского соглашения (углеродные рынки) страны договорились установить правила по укреплению целостности углеродных рынков, деятельность которых регулируется пунктами 2, 4 и 8 статьи 6, и создать новый глобальный механизм зачета выбросов углерода, в т.ч. в лесном хозяйстве. На КС 26 были достигнуты подвижки по нескольким пунктам, включая договоренность о том, что пять процентов поступлений от собранных компенсаций будет направляться в Адаптационный фонд для развивающихся стран.

Кроме того, в принятой на КС 26 Декларации Глазго по лесам и землепользованию лидеры более чем 140 стран, на долю которых приходится свыше 90 процентов мировых лесов, объявили о своем намерении работать сообща, чтобы остановить и обратить вспять процесс утраты лесов и деградации земель к 2030 году. Это обязательство было подкреплено государственным финансированием в размере 12 млрд долл. США ("Глобальное обязательство по финансированию лесного хозяйства") и частным финансированием на сумму в 7,2 млрд долл. США. Более 30 финансовых учреждений, глобальные активы которых превышают 8,7 трлн долл. США, взяли на себя обязательство прекратить инвестиции в деятельность, связанную со сведением лесов под нужды производства сельскохозяйственных товаров.

ИСТОЧНИК: Anonymous. 2021. Glasgow Leaders’ Declaration on Forests and Land Use. In: UN Climate Change Conference UK 2021 [online]. [Cited 2 February 2022]. https://ukcop26.org/glasgow-leaders-declaration-on-forests-and-land-use/

Возможность продажи углеродных квот повышает финансовую привлекательность трех предложенных лесохозяйственных стратегий развития. Ожидается, что углеродные рынки продолжат расти

Многие лесохозяйственные проекты повышают свою финансовую привлекательность и обосновывают необходимость увеличения инвестиций продажей квот на выбросы углерода. Эти квоты можно заработать в рамках целого ряда проектов, связанных с лесами, таких как посадка деревьев, улучшение механизмов управления лесопользованием, предусматривающее снижение ущерба от лесозаготовок, а также отказ от сведения лесов. Углеродные квоты вносятся в реестры после верификации третьей стороной, которая должна оценить дополнительность, исходные показатели, мониторинг выбросов, утечки и постоянство. В зависимости от типа проектов их воздействие на местах очень сильно варьируется. Углеродные квоты могут быть источником финансирования для проектов, которые в противном случае не могли бы быть реализованы, поэтому этот механизм может быть во многих отношениях очень перспективным. В целях обеспечения возможности воспользоваться таким механизмом финансирования создаются различные фонды (врезка 25).

ВРЕЗКА 25ФОНДЫ СОДЕЙСТВИЯ СВЯЗЫВАНИЮ И ДЕПОНИРОВАНИЮ УГЛЕРОДА В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Целью Фонда восстановления является инвестирование в лесохозяйственные проекты, которые позволяют удалять углерод из атмосферы и приносят финансовую отдачу инвесторам. Созданный в начале 2021 года компанией Apple совместно с Conservation International и Goldman Sachs, этот фонд в размере 200 млн долл. США ставит своей задачей обеспечить связывание не менее одного миллиона тонн эквивалента CO2 в год. В 2020 году Международная организация гражданской авиации включила лесное хозяйство в число приемлемых вариантов для системы компенсации выбросов углерода на международных рейсах396. В 2021 году один из государственно-частных консорциумов объявил конкурс проектов по покупке углеродных квот на сумму до одного миллиарда долларов США в пользу лесной отрасли397.

Спрос на углеродные квоты возникает на разных углеродных рынках, которые подразделяются на две больших категории: добровольные (они обычно связаны с добровольными обязательствами фирм по сокращению выбросов) и обязательные (их деятельность обусловлена нормативными актами, обязывающими фирмы сокращать выбросы).

Сделки со 105 млн Мт эквивалента CO2 лесных углеродных квот на глобальных добровольных углеродных рынках принесли в 2017–2019 годах почти 400 млн долл. США398. Этот рынок продолжает расти: по состоянию на август 2021 года объем сделок превышал 0,5 млрд долл. США (таблица 6). Несмотря на то, что обязательные углеродные рынки пока невелики, их стоимость намного превышает стоимость добровольных: например, объединенная система торговли выбросами (СТВ) Калифорнии и Квебека в 2017–2019 годах выдала 83 млн лесных углеродных квот на сумму в 1,2 млрд долл. США, а новозеландская СТВ – 38 млн лесных углеродных квот почти на 800 млн долл. США399. Другими обязательными углеродными рынками, формирующими значительный спрос на лесные углеродные квоты, являются Австралийский фонд сокращения выбросов, налог на выбросы углерода, введенный в Колумбии, и СТВ Республики Корея. В глобальном масштабе спрос на углеродных рынках невелик, хотя на национальном и субнациональном уровнях он может быть высоким: примерами являются Колумбия, Новая Зеландия и Калифорния. В основном на углеродных рынках ждут будущего роста, но в этом смысле ситуация пока не вполне понятна. Даже если рынки лесных углеродных квот вырастут в объеме, а цены на них поднимутся, в какой мере они смогут обеспечить возможности для инвестирования в лесохозяйственные стратегии развития, сказать сложно.

ТАБЛИЦА 6РАЗМЕР ДОБРОВОЛЬНОГО УГЛЕРОДНОГО РЫНКА В РАЗБИВКЕ ПО КАТЕГОРИЯМ ПРОЕКТОВ, 2019 ГОД – 31 АВГУСТА 2021 ГОДА

ИСТОЧНИК: Donofrio, S., Maguire, P., Myers, K., Daley, C. & Lin, K. 2021. State of the Voluntary Carbon Markets 2021.
ИСТОЧНИК: Donofrio, S., Maguire, P., Myers, K., Daley, C. & Lin, K. 2021. State of the Voluntary Carbon Markets 2021.
См. также www.forest-trends.org/publications/state-of-the-voluntary-carbon-markets-2021/

Достигнутое на КС-26 РКИКООН соглашение о введении детальных правил передачи углеродных квот между странами поддерживает ожидания будущего роста углеродного рынка. На основании статьи 6 Парижского соглашения правительства теперь могут использовать углеродные квоты (в статье 6 они называются "передаваемыми на международном уровне результатами предотвращения изменения климата", или ПМУР) для выполнения своих обязательств по смягчению последствий. В ближайшие годы будет разработана процедура формирования ПМУР как для государственного, так и для частного секторов, которая, как ожидается, будет распространяться и на природно-ориентированные решения. Страны могут использовать этот новый механизм для зачета части своих обязательств по смягчению последствий, что может создать значительный дополнительный спрос на углеродные квоты. Однако на переговорах в рамках РКИКООН возникло много разногласий по существу компенсаций и были введены ограничения на экспорт ПМУР (из-за необходимости "соответствующих корректировок", то есть вычета экспортируемых объемов из собственных показателей с учетом целевых значений). Для того чтобы спрогнозировать масштабы дополнительного спроса и предложения, необходимо уточнить, в какой мере страны заинтересованы в использовании статьи 6.

Для проектов и программ важным шагом на пути получения доступа к углеродным рынкам является соблюдение требований соответствующего углеродного стандарта и регистрация в его реестре транзакций. Крупным лесохозяйственным фирмам – вне зависимости от того, чем они занимаются: лесными культурами или естественными лесами, – получить доступ к углеродным рынкам сложно; малым и средним предприятиям и мелким фермерам для получения доступа к таким рынкам требуется специализированная помощь, которую им могут оказать разработчики проектов, способные объединить сотни и даже тысячи мелких землевладельцев, чтобы сформировать сколько-нибудь значимую проектную площадь.

Механизм выплат на основе достигнутых результатов по линии РЕДД+ должен гарантировать, что такие выплаты обеспечивают достижение желаемых результатов по смягчению последствий изменения климата, а также экологическую стабильность и надлежащее распределение выгод

Механизм РЕДД+ изначально был задуман и организован как реализация новой концепции ВДР: выплаты производятся в случае достижения (которое должно быть подтверждено выводами независимой проверки) оговоренного набора результатов по сокращению выбросов углерода в течение заданного периода времени, как это предусмотрено принципами РКИКООН, или в случае достижения заранее определенного набора связанных с этим результатов, например подвижек в подготовке или осуществлении стратегий и мер по устранению факторов, провоцирующих обезлесение и деградацию лесов. Мозамбик недавно получил от Фонда Лесного углеродного партнерства 6,8 млн долл. США за сокращение выбросов углерода на 1,28 млн тонн за период с 2019 года.

По оценкам крупнейших фондов климатического финансированияm, основными получателями ВДР на сегодняшний день являются лесной сектор и сектор землепользования400. По мере оценки действенности и эффективности ВДР фондами климатического финансирования и их донорами этот механизм продолжает развиваться. В настоящее время внимание уделяется достижению результатов, обеспечивающих достаточную экологическую стабильность (например, наличие надлежащей системы учета) и механизмы распределения выгод (врезка 26). Продолжается процесс формирования портфелей финансирования лесного хозяйства в Зеленом климатическом фонде и Глобальном экологическом фонде. Например, у Зеленого климатического фонда портфель проектов по лесам и землепользованию в настоящее время (в декабре 2021 года) включает 52 проекта на 1,5 млрд долл. США401.

ВРЕЗКА 26ВЫПЛАТЫ НА ОСНОВЕ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ЗЕЛЕНЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ ФОНДОМ

Зеленый климатический фонд (ЗКФ) осуществляет выплаты на основе достигнутых результатов (ВДР) странам, сообщившим РКИКООН о сокращении выбросов. По состоянию на ноябрь 2020 года ЗКФ утвердил финансирование на общую сумму в 497 млн долл. США в восьми странах, продемонстрировавших достижение соответствующих результатов и выполнивших требования для получения ВДР в рамках пилотной программы ЗКФ РЕДД+. Анализ вариантов для следующего этапа программы выявил две ключевые темы: равенство доступа и обеспечение достаточной экологической стабильности. ВДР могут способствовать повышению согласованности политики, если выплаты странам-получателям осуществляются по достижению заранее оговоренных рубежных показателей, а вырученные средства реинвестируются в мероприятия, увязанные с определяемыми на национальном уровне вкладами страны, ее стратегиями РЕДД+ и планами низкоуглеродного развития.

Рынки продукции, произведенной с соблюдением принципов устойчивости и углеродной нейтральности, нуждаются в надежных системах мониторинга, отчетности и проверки, и эти системы совершенствуются

Системы мониторинга, отчетности и проверки эффективности инвестиций и мероприятий по сокращению масштабов обезлесения и деградации лесов и по производству продукции, произведенной с соблюдением принципов устойчивости и углеродной нейтральности, должны быть достаточно надежными, чтобы гарантировать донорам и компаниям, что результаты обеспечивают достаточную экологическую стабильность. В работе Nesha et al. (2021)402 оценивается использование и качество данных о лесах для национальной отчетности, предоставляемой в рамках ОЛР в 236 странах и территориях. Авторы обнаружили, что в 2020 году во всем мире число стран, осуществляющих мониторинг лесных площадей на хорошем или очень хорошем уровне, увеличилось по сравнению с 2005 годом с 55 до 99 в случае использования данных дистанционного зондирования и с 48 до 102 в случае использования национальных лесных кадастров403. В целом повышение потенциала систем МОП более всего заметно в тропиках, что может быть связано с международными инвестициями в мониторинг лесов по линии РЕДД+404. В работе Chagas et al. (2020) рассмотрено несколько углеродных стандартов. Особое внимание уделено таким параметрам, как дополнительность, исходные показатели, количественная оценка сокращения выбросов (в частности, неопределенность), постоянство и утечки. Авторы пришли к выводу, что для корпораций лесные углеродные квоты могут считаться разумным вариантом компенсации выбросов при условии соблюдения строгих правил, которые обеспечат достаточную уверенность в том, что эти квоты подразумевают сохранение такой же экологической стабильности, что и квоты в других секторах405.

back to top Вернуться к началу