Страновые центры АГРИС – Республика Молдова

Вашему вниманию предлагается краткий обзор деятельности странового центра АГРИС в Республике Молдова и роли АГРИС в развитии наук о сельском хозяйстве и продовольствии в этой стране.

Науки о производстве продовольствия и ведении сельского хозяйства в Республике Молдова

Министерство образования, культуры и науки Республики Молдова отвечает за формирование стратегических механизмов, обеспечивающих развитие научных исследований и инноваций. В национальную инфраструктуру научных исследований и разработок, способствующую развитию научной деятельности и инноваций в сельском хозяйстве, входит ряд учреждений и центров сельскохозяйственных исследований и развития: отделение биологических, химических и сельскохозяйственных наук Академии наук Молдовы; Государственный аграрный университет Молдовы; шесть специализированных научно-исследовательских институтов; опытные сельскохозяйственные станции; центры передового опыта; научные парки и парки инновационных технологий; бизнес-инкубаторы; исследовательские центры и их научные лаборатории (BNS, 2021). 

Республиканская научная сельскохозяйственная библиотека Государственного аграрного университета Молдовы

Республиканская научная сельскохозяйственная библиотека Государственного аграрного университета Молдовы (РНСХБ ГАУМ) – первая университетская библиотека в Республике Молдова, созданная одновременно с университетом в 1933 году. С момента своего образования библиотека развивалась вместе с университетом, отражая изменения в общественной, политической, экономической жизни страны и информационном пространстве, пройдя через реорганизации и переезды, накапливая коллекцию документов, регулярно модернизируя свою деятельность и диверсифицируя свои услуги и продукты, активно интегрируясь в университетское сообщество и выполняя многочисленные функции на основе полученных национальных и международных квалификаций (SAUM, 2021).

В национальной библиотечной системе библиотеке Государственного аграрного университета отведена двойная роль – университетской библиотеки и национального центра информации в области сельскохозяйственных наук. Кроме того, она является методологическим центром для библиотек научно-исследовательских институтов и сельскохозяйственных колледжей страны.

На протяжении всей своей истории библиотека неизменно ориентировалась на своих пользователей. Пользователь, особенно университетский, всегда был "главным действующим лицом". Для пользователей библиотека изыскивала возможности расширять и обновлять фонды, адаптировала, расширяла и совершенствовала свои услуги и создавала современные информационные продукты, отвечающие образовательным, дидактическим и научно-исследовательским запросам своих пользователей, настоящих и будущих.

АГРИС и Республиканская научная сельскохозяйственная библиотека Государственного аграрного университета Молдовы

Партнерские связи с ФАО расширили сферы деятельности библиотеки. На нее были возложены новые международные обязанности: библиотека стала Центром информации и документации ФАО в Республике Молдова, Центром АГРИС в Республике Молдова, входящим в сеть АГРИС, членом Международной сети национальных сельскохозяйственных библиотек (AGLINET) и официальным редактором перевода на румынский язык АГРОВОК (ФАОd, 2021). С 2000 года благодаря своему статусу библиотеки ­– депозитария ФАО в Республике Молдова и Центра АГРИС библиотека содействует распространению информационных ресурсов ФАО в стране.

В 2001 году библиотека вошла в AGLINET – сеть, созданную с целью совместного и рационального использования информационных ресурсов своих участников, которые по запросу оказывают услуги межбиблиотечного абонемента в интересах и на благо пользователей. Выполняя функции Центра АГРИС в Республике Молдова с 2004 года, библиотека интегрирует метаданные документов по сельскому хозяйству, опубликованных в стране. Действуя как поставщики данных АГРИС, учреждения Республики Молдова оценивают и отбирают соответствующие публикации, индексируют их содержание, используя концепты АГРОВОК, и передают для включения в базу данных. На рисунке 1 показана динамика научных публикаций в стране за период 2015–2020 годов.

Scientific publications in Moldova


Рисунок 1. Научные публикации в Республике Молдова. Источник: ежегодные доклады Академии наук Молдовы, 2015 ъ–2020 годы.

Главная миссия библиотеки – обеспечивать информационную и документальную поддержку процесса образования, научно-исследовательской работы и производства в области сельского хозяйства и выступать активным связующим звеном между пользователями и информацией. Присоединившись в 2007 году к международному сообществу редакторов АГРОВОК – инструмента индексирования, который использует АГРИС, библиотека переводит и адаптирует АГРОВОК на румынский язык. Вклад в АГРИС вносит сеть из сотен поставщиков данных из 150 стран. Качественное индексирование, от которого непосредственно зависит нахождение сельскохозяйственной информации, требует oт участников этой сети больших усилий. В этом плане АГРОВОК позволяет решить проблему совместимости лингвистических ресурсов, содержащихся в базах данных стран-участников, с базой данных АГРИС, способствуя стандартизированной и унифицированной индексации сельскохозяйственной информации и данных всех поставщиков данных и облегчая их совместимость и многократное использование.

Три учреждения в Республике Молдова участвуют в представлении данных в АГРИС:

Востребованность АГРИС в Республике Молдова

Эффективное управление сельским хозяйством, непосредственно зависящее от качественной информации, будет способствовать сокращению масштабов нищеты, повышению качества питания за счет добавления новых свойств продуктам в зависимости от потребительского спроса, совершенствованию сельскохозяйственного производства и повышению уровня жизни. Научная информация стала необходимой частью мирового сельского хозяйства, неотъемлемой частью образовательного и научного процесса, а также составным элементом творчества и инноваций. 

Поэтому так важно эффективно управлять информацией и распространять ее через такие современные информационно-коммуникационные системы, как АГРИС, которая открывает возможности доступа к информации без каких-либо затрат и ограничений. Республика Молдова присоединилась к международному сообществу АГРИС в начале 2000-х годов и внесла около 5000 библиографических записей, свыше 1000 из которых содержат ссылки на полнотекстовые документы. АГРИС предоставляет сельскохозяйственным организациям из Молдовы возможность стать частью успешной и динамично развивающейся международной сети и внести вклад в распространение результатов проводимых в Молдавии научных исследований в мире. Таким образом, Республика Молдова использует преимущества открытого и бесплатного сервиса с возможностью ознакомиться с полученными ею научными результатами через АГРИС на безвозмездной основе. Используя АГРИС, потребители сельскохозяйственной информации из Молдовы также могут осуществлять поиск из единой точки доступа по множеству многоязычных информационных ресурсов, часть из которых не входит ни в одну из международных баз данных ("серая" литература, неопубликованные произведения, данные сельскохозяйственной статистики и т.д.). 

Пользователи базы данных АГРИС могут быстро получить актуальную и точную информацию благодаря тому, что информация проиндексирована на основе АГРОВОК. Когда пользователи ведут поиск в АГРИС, они руководствуются АГРОВОК в подборе ключевых слов и альтернативных терминов для выражения понятия или сужения или расширения своего поиска.

АГРИС – источник актуальной информации для поиска по темам исследований для аспирантов, который содержит обширные коллекции документов. 

АГРИС – способ распространения результатов исследований ученых из Республики Молдова на международном уровне

АГРИС является эффективной платформой для распространения научных результатов, полученных в Республике Молдова, на международном уровне. Так, АГРИС помогает знакомить широкую аудиторию с ведущейся в Молдове научно-исследовательской работой в области сельского хозяйства, облегчает поиск публикаций и повышает видимость исследований и цитируемость молдавских авторов. АГРИС соответствует новой парадигме "открытой науки" как способна проводить научные исследования и распространять, применять и трансформировать их результаты. Делая информацию доступной, АГРИС способствует росту прозрачности информации и ответственности авторов, расширяет возможности использования сельскохозяйственной информации и обмена данными. Поскольку вести научные исследования в изоляции от мировой науки невозможно, развитие международного сотрудничества – положительный фактор для исследователей из Республики Молдова. Система АГРИС расширяет связи молдавских научных работников со специалистами в тех же или смежных отраслях из других стран и улучшает обмен научными знаниями между учеными. 

Информация и знания очень важны для развития сельского хозяйства. АГРИС вносит вклад в распространение и передачу научных знаний, повышает их доступность, способствует оценке состояния сельского хозяйства, выработке аграрной политики и стратегий развития сельского хозяйства и сельских районов. При этом молдавские фермеры, имея доступ к информации и данным, могут узнавать о проблемах, с которыми сталкиваются фермеры в других странах, и находить решения для своих проблем. 

АГРИС – источник информации для AGLINET

Используя преимущества семантической паутины и связанных открытых данных, АГРИС не только обеспечивает доступ к полным текстам недавних публикаций, но и служит агрегатором, позволяя осуществлять поиск множества публикаций, не имеющих унифицированного идентификатора ресурса (УИР). Научные работники находят в АГРИС интересные и важные публикации, отсутствующие в открытом доступе. В таких случаях библиотеки через сеть AGLINET помогают друг другу в получении литературы, недоступной в их странах. Таким образом, АГРИС служит источником информации для AGLINET и предоставляет библиографические данные и информацию о том, в какой стране и организации находится конкретная публикация. В рамках системы AGLINET Государственный аграрный университет Молдовы сотрудничает с международными партнерами из 38 стран на всех континентах. В отношениях с библиотеками-партнерами ГАУМ выступал как в роли бенефициара, получив по абонементу более 3500 публикаций, так и в роли поставщика, предоставив за последние годы более 400 документов в двенадцать стран. В связи с пандемией сеть AGLINET работает не столь активно, но по запросу страны-члены продолжают быстро и бесплатно оказывать услуги межбиблиотечного абонемента другим членам библиотечной сети. 

Дальнейшее развитие

Для дальнейшего внедрения АГРИС и повышения доступности и видимости сельскохозяйственной информации и данных в Республике Молдова сотрудники РНСХБ планируют следующие мероприятия: 

  • наращивать потенциал АГРИС в Республике Молдова и повышать информированность сельскохозяйственного сообщества страны о преимуществах индексирования в этой системе;
  • повышать наглядность и доступность молдавских научных исследований в области продовольствия и сельского хозяйства на международном уровне; 
  • поощрять научных работников и исследовательские организации не только использовать АГРИС в качестве потребителей информации, но и стать поставщиками данных АГРИС; 
  • повышать число записей, представленных в АГРИС; и 
  • распространять информацию о публикациях и мероприятиях АГРИС.

Источники

BNS. 2021. Activitatea de cercetare-dezvoltare în anul 2020. In: Biroul Național de Statistică al Republicii Moldova [online]. Chişinău. [Cited 16 July 2021]. https://statistica.gov.md/newsview.php?l=ro&idc=168&id=6967

ФАО. 2021. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций [онлайн]. Рим. [по состоянию на 16 июля 2021 года]. https://www.fao.org/home/ru 

ФАОb. 2021. Цели в области устойчивого развития. См.: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций [онлайн]. Рим. [По состоянию на 16 июля 2021 года]. https://www.fao.org/sustainable-development-goals/ru/

ФАОс. 2021. АГРИС. См.: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций [онлайн]. Рим. [По состоянию на 16 июля 2021 года]. https://www.fao.org/agris/ru

ФАОd. 2021. АГРОВОК. См.: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций [онлайн]. Рим. [По состоянию на 16 июля 2021 года] https://www.fao.org/agrovoc/ru

ФАОe. 2021. АГРИС. См.: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций [онлайн]. Рим. [По состоянию на 16 июля 2021 года]. https://www.fao.org/agris/ru/data-providers

SAUM. 2021. Universitatea Agrară de Stat din Moldova – State Agrarian University of Moldova [online]. Chişinău. [Cited 16 July 2021]. https://www.uasm.md/en

AGRIS Hub in the Republic of Moldova

In this short document, the work and experience of the AGRIS Hub in the Republic of Moldova is described, along with an overview of food and agricultural science and the role of AGRIS in the country.

Food and agricultural science in the Republic of Moldova

The Ministry of Education, Culture and Research of the Republic of Moldova is responsible for setting the policy framework for research and innovation. The research and development infrastructure, which contributes to the development of scientific activity and innovation in agriculture, includes several institutions and centres of agricultural research and development in the country: the Life Sciences Department of the Academy of Sciences of Moldova; the State Agrarian University of Moldova; six specialized scientific research institutions; experimental agricultural stations; centres of excellence; science, technical-scientific and technological innovation parks; business incubators; and research centres and their scientific laboratories (BNS, 2021).

The Republican Scientific Agricultural Library of the State Agrarian University of Moldova

The Republican Scientific Agricultural Library of the State Agrarian University of Moldova (RSAL SAUM) was the first university library in the Republic of Moldova. It was established simultaneously with the university in 1933. Since its foundation, the library and the university have evolved together. The library has been periodically influenced by the changes occurring in the social, political, economic and informational environment, going through reorganizations and changes of spaces, accumulating an important collection of documents, regularly modernizing its activity and diversifying its services and products, actively integrating itself in the university community and exercising various functions based on obtained national and international qualifications (SAUM, 2021).

The library has a dual role in the national system of libraries, both as a university library and as a national information centre in the field of agricultural sciences. It is also the methodological centre for the libraries of research institutions and agricultural colleges in the country.

Throughout its evolution, the library has continuously focused on the user. The user, especially the university user, has always been the “main actor.” For the users, the library has created and developed scenarios to complete and update the collection; to adapt, expand and improve its services; and to create effective information products in order to meet the educational, didactic and research requirements of real and potential users.

AGRIS and the Republican Scientific Agricultural Library of the State Agrarian University of Moldova

The partnership with FAO has expanded the library’s areas of work. New international responsibilities were assigned to the library. It became the FAO Information and Documentation Centre in the Republic of Moldova, the AGRIS Hub in the Republic of Moldova within the AGRIS network, a member of the International Network of Agricultural Libraries (AGLINET) and official editor of the AGROVOC multilingual thesaurus’ translation into Romanian (FAOd, 2021). Since 2000, due to its status as an FAO Depository Library in the Republic of Moldova and AGRIS Hub, the library has promoted FAO information resources in the country.

In 2001, the library became a member of AGLINET, established with the aim of sharing the information resources of the members jointly and systematically, as the latter provide, upon request, interlibrary loan services in the interest of and for the benefit of users. Fulfilling the functions of an AGRIS Hub in the Republic of Moldova since 2004, the library integrates the metadata of documents on agriculture published in the country. As AGRIS data providers, the institutions of the Republic of Moldova evaluate and select these publications, index their contents with AGROVOC concepts and transmit them for integration in the AGRIS database. Figure 1 shows the dynamics of scientific publications in the country between 2015 and 2020.

Scientific publications in Moldova

Figure 1. Scientific publications in the Republic of Moldova. Source: Annual reports of the Academy of Sciences of Moldova, 2015-2020

The main mission of the library is to provide informational and documentary support for the process of education, research and production in the field of agriculture, and to be an active intermediary between users and information. Having joined the international community of editors of AGROVOC, an indexing tool and multilingual thesaurus used by AGRIS, the library translates and adapts AGROVOC in Romanian. A network of hundreds of data providers from about 150 countries contributes to AGRIS. In order to accomplish a qualitative indexing process, which has a direct impact on the discovery of agricultural information, considerable work is needed from the network. In this regard, AGROVOC solves the problem of the linguistic resources compatibility of the databases in the participating countries with the AGRIS database, contributing to the standardized and unitary indexing of agricultural information and data by all AGRIS data providers, and facilitating their interoperability and reuse.

Three institutions from the Republic of Moldova participate in the provision of AGRIS data:

Relevance of AGRIS in the Republic of Moldova

Efficient agricultural management, directly determined by high-level information, will contribute to poverty reduction, the raising of nutrition levels, adding new values to products depending on consumer demand, the improvement of agricultural productivity and the raising of living standards. Scientific information has become a vital source for global agriculture and an essential component of the educational and research process, as well as an important element for creativity and innovation.

In this context, it is necessary to efficiently manage and disseminate information through modern information and communication systems such as AGRIS – a system that opens opportunities for access to information at no cost or restriction in order to improve the transfer of knowledge to the global agricultural community. The Republic of Moldova joined the international AGRIS community in the early 2000s, contributing about 5 000 bibliographic records, over 1 000 of which have links to the full document texts. AGRIS offers agricultural institutions from the Republic of Moldova the opportunity to be part of an advantageous and dynamic international network and to contribute to the promotion of Moldovan scientific research globally. Thus, the Republic of Moldova benefits from an open and free service, with the benefit of having its scientific results be discovered through AGRIS. AGRIS also offers consumers of agricultural information from the Republic of Moldova opportunities to search, from a single access point, a multitude of multilingual information resources, some of which are not in any international database (grey literature, manuscripts, agricultural data, etc.).

In the AGRIS database, users can obtain information quickly, with relevance and accuracy due to the fact that the information is indexed based on the AGROVOC thesaurus. When users search in AGRIS, they use the AGROVOC thesaurus to guide and inspire them to select keywords and alternate words to express a concept or expand or narrow their search.

AGRIS is a source for discovering relevant information for PhD students' research topics, and has a comprehensive collection of documents.

AGRIS - a way to promote the results of scientific research from the Republic of Moldova

AGRIS is an efficient platform for promoting the scientific results from the Republic of Moldova at the international level. Thus, AGRIS opens agricultural science and research from the Republic of Moldova to a wider audience and contributes to the easier discovery of publications, increasing the visibility of the country’s global research and the citation rate of Moldovan authors. AGRIS responds to the new paradigm of Open Science as a way of producing, disseminating, applying and transforming scientific research. By making information available, it promotes greater transparency of information and authors’ responsibility, increasing the possibilities for re-use and the sharing of agricultural information and data. As scientific research cannot be conducted in international isolation, the expansion of international collaboration benefits researchers from the Republic of Moldova. The AGRIS system extends the communication of Moldovan researchers with specialists from other countries in the same or connected fields, and improves the transfer of scientific knowledge between researchers.

Information and data are very important for the development of agriculture. AGRIS improves the circulation of, access to and transfer of scientific knowledge, contributing to the evaluation of agriculture, the formulation of agricultural policies, and the development of appropriate strategies for the development of the agricultural and rural sectors. At the same time, Moldovan farmers, having access to information and data, can know the challenges faced by farmers in other countries and identify answers to their specific questions.

AGRIS - an information source for AGLINET services

Taking advantage of the Semantic Web and Linked Open Data, AGRIS not only links researchers to the full text of recent publications, but also serves as an aggregator for the retrieval of many publications without a Uniform Resource Identifier (URI). Researchers find in AGRIS many interesting and important publications that are not available via Open Access. In this case, through the AGLINET Network, libraries assist each other in acquiring literature that is not available in their own country. Therefore, AGRIS is an information source for AGLINET services and provides bibliographic data and information about which country and institution holds that specific publication. SAUM has collaborated within the AGLINET system with international partners from 38 countries in all continents. In relations with partner libraries, SAUM has the role of beneficiary library and has obtained over 3 500 loans from partner libraries. As a supplier library, it has delivered in recent years over 400 documents in 12 countries. Currently, the AGLINET network is not very active, but member countries continue to provide, without charge and upon request, fast interlibrary loan services to other member libraries.

Next steps

In order to increase awareness on the use of AGRIS and enhance the accessibility and visibility of agricultural information and data in the Republic of Moldova, the team of RSAL plans to implement the following activities:

  • increase capacity and awareness of AGRIS in the Republic of Moldova’s agricultural community to demonstrate the benefits of being indexed in AGRIS;
  • enhance visibility and access of Moldovan scientific research on food and agriculture internationally;
  • encourage researchers and institutions to use AGRIS not only as information consumers, but also as AGRIS data providers;
  • increase the number of records submitted to AGRIS; and
  • disseminate and promote information about AGRIS publications and events.

References

BNS. 2021. Activitatea de cercetare-dezvoltare în anul 2020. In: Biroul Național de Statistică al Republicii Moldova [online]. Chişinău. [Cited 16 July 2021].https://statistica.gov.md/newsview.php?l=ro&idc=168&id=6967

FAO. 2021a. Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. www.fao.org/ home/en

FAO. 2021b. Sustainable Development Goals. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/sustainable-development-goals/en/

FAO. 2021c AGRIS. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/agris/

FAO. 2021d. AGRIS. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/agris/data-providers

FAO. 2021e. AGROVOC. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/agrovoc/

SAUM.2021. Universitatea Agrară de Stat din Moldova – State Agrarian University of Moldova [online]. Chişinău. [Cited 16 July 2021]. https://www.uasm.md/en