Центры АГРИС – Российская Федерация

Вашему вниманию предлагается краткий обзор деятельности странового центра АГРИС в Российской Федерации и роли АГРИС в развитии национальных наук о продовольствии и сельском хозяйстве страны.

Науки о продовольствии и сельском хозяйстве в Российской Федерации

В секторе сельскохозяйственных наук Российской Федерации занято около 10 000 исследователей, работающих в 235 научно-исследовательских институтах и 57 аграрных высших учебных заведениях (см. рисунок 1). Департамент координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Министерства науки и высшего образования Российской Федерации руководит всеми проектами в области сельскохозяйственных наук. Отделение сельскохозяйственных наук Российской академии наук курирует и координирует всю текущую научную работу в области сельского хозяйства, включая конкретные проекты.

Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Программу фундаментальных научных исследований на 2021–2030 годы. Раздел 4 Программы фундаментальных научных исследований на 2021–2030 годы относится к сельскохозяйственным наукам и включает следующие направления:

  • сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство;
  • животноводство и молочное дело;
  • ветеринарные науки; и
  • сельскохозяйственные биотехнологии.

Перечень 34 приоритетных направлений включает такие темы, как:

  • социальное развитие села и механизмы повышения качества жизни сельского населения; и
  • разработка комплекса геномно-эмбриональных технологий ускоренного создания и тиражирования лучших генотипов животных, птиц, насекомых и рыб в аквакультуре сельскохозяйственного назначения.

Agrarian sciences in the Russian Federation (2019)

Рисунок 1. Сельскохозяйственные науки в Российской Федерации (2019 год). Источник: Центр обработки данных ЦНСХБ

На рисунках 2 и 3 представлено количество публикаций российских ученых в издательствах, индексируемых в международных наукометрических базах данных (Scopus и Web of Science).

Publications from Russian scientists in Scopus

Рисунок 2. Публикации российских ученых в международной базе данных Scopus
Рисунок 3. Публикации российских ученых в международной базе данных Web of Science

В рамках национального проекта Российской Федерации "Наука" планируется проведение широкомасштабных исследований в области сельского хозяйства, включая создание не менее пяти агробиопарков и разработку и внедрение не менее 100 востребованных селекционных достижений в области растениеводства и животноводства.

Центральная научная сельскохозяйственная библиотека

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ) образовано в 1930 году. Это крупнейшая библиотека в Российской Федерации, ее фонды насчитывают более трех миллионов единиц хранения (ЦНСХБ, 2021). Библиотека создает электронные каталоги, реферативные и полнотекстовые базы данных и электронные библиотеки. Это современный информационный центр федерального уровня, который занимается проблемами, связанными с агропромышленным комплексом (АПК), и ежеквартально публикует электронные реферативные издания по различным отраслям сельского хозяйства.

ЦНСХБ – национальный центр сельскохозяйственной библиографии, который публикует текущую и ретроспективную библиографическую информацию и издает систематический библиографический указатель "Сельскохозяйственная литература", ежегодно регистрируя более 42 000 записей (ЦНСХБ, 2021).

Специалисты ЦНСХБ занимаются исследовательской работой в области информатики, библиотековедения и библиографии применительно к сельскому хозяйству и разрабатывают отраслевые лингвистические инструменты, такие как национальный информационно-поисковый тезаурус по сельскому хозяйству и продовольствию, отраслевой рубрикатор по сельскому хозяйству и продовольствию и отраслевые рабочие таблицы Универсальной десятичной классификации (УДК) для АПК.

С 1992 года ЦНСХБ ведет АГРОС, крупнейшую русскоязычную базу сельскохозяйственных данных в мире. АГРОС содержит информацию о книгах и статьях, опубликованных в России, а также о зарубежных периодических и продолжающихся изданиях. В 2020 году объем базы данных АГРОС превысил два миллиона записей. Ежегодное пополнение составляет около 40 000 записей (ЦНСХБ, 2021).

ЦНСХБ и АГРИС

С 2007 года ЦНСХБ выполняет функции странового центра АГРИС. Задача центра – продвижение на международном уровне знаний и результатов исследований российских ученых, опубликованных в российских научных изданиях.

Создание центра АГРИС на базе ЦНСХБ позволило библиотеке освоить стандарты международных баз данных. Использование лингвистического программного обеспечения АГРИС и разработка русского перевода понятий и терминов в АГРОВОК облегчили тематический поиск для российских пользователей и повысили его эффективность (FAOe, 2021). За прошедшие годы были усовершенствованы критерии оценки качества публикаций для включения в АГРИС, а также регламенты и протокол экспертной оценки, выработаны рекомендации по составлению авторефератов, и создана система взаимодействия с редакциями сельскохозяйственных журналов.

Для включения в АГРИС ЦНСХБ отбирает только те журналы, которые отвечают следующим требованиям:

  • соответствуют областям интересов ФАО по охватываемой тематике;
  • носят научный или научно-практический характер;
  • имеют государственный регистрационный номер;
  • имеют международный стандартный номер сериальных изданий (ISSN);
  • осуществляют рецензирование всех поступающих в редакцию материалов с целью их экспертной оценки;
  • издаются более двух лет и соблюдают заявленную периодичность; и
  • статьи доступны на сайте журнала или в другом общедоступном источнике.

ЦНСХБ рекомендует переводить всю важную информацию о журналах (название, содержание и т.д.) и статьях (название, информация об авторах, ключевые слова, аннотация и т.д.) на английский язык. Из каждого номера журнала отбираются только некоторые статьи российских ученых. Эти статьи должны получить положительную оценку рецензентов и содержать релевантные разделы, такие как аннотация, ключевые слова, введение, материалы и методы, результаты и обсуждение, выводы и библиографические ссылки.

Аннотация должна отражать структуру статьи, содержать новые факты и обоснованные выводы, подкрепленные числовыми или графическими данными, и соответствовать заранее установленному объему от 1000 до 2000 печатных знаков. Вся информация должна быть представлена в кратком, но полном виде. Благодаря этим требованиям качество российских сельскохозяйственных журналов и научных публикаций заметно улучшилось и достигло международных стандартов.

И наконец, в силу участия в АГРИС ЦНСХБ получила возможность включать в свои цифровые коллекции ряд представляющих интерес иностранных журналов.

Актуальность АГРИС для Российской Федерации

Страновой центр АГРИС на базе ЦНСХБ создан в 2007 году, и за период 2007–2020 годов база данных АГРИС была пополнена более чем 10 000 записей, в том числе только в 2020 году 1459 записями. В том же году библиотека обрабатывала данные из журналов, которые предоставили ЦНСХБ свои метаданные для дальнейшей обработки для включения в АГРИС. Ежегодно ЦНСХБ составляет перечень названий журналов, которые предоставляют библиотеке свои метаданные на русском языке. В 2020 году в этот перечень входили 79 журналов.

Number of visits to Russian records created by CSAL as AGRIS Hub

Рисунок 4. Количество посещений страниц с записями из Российской Федерации, созданными ЦНСХБ в качестве странового центра АГРИС. Статистика Google Analytics. Источник: группа АГРИС в ФАО

По состоянию на июнь 2021 года база данных АГРИС содержала в общей сложности около 31 000 записей из Российской Федерации, причем около трети из них были представлены ЦНСХБ. На рисунке 5 показано количество записей, созданных страновым центром АГРИС в ЦНСХБ; отмеченный зеленым сегмент показывает записи, созданные с использованием Zotero (бесплатная программа, позволяющая собирать, систематизировать, цитировать и совместно использовать научные источники).

Наиболее востребованные статьи касались вопросов пищевой промышленности, растениеводства и экономики. География пользователей включала главным образом Российскую Федерацию, Индию, Соединенные Штаты и Китай (в порядке убывания активности).

Различные группы, имеющие различные задачи, используют АГРИС в Российской Федерации.

  • Научные работники
    • ищут библиографию, авторефераты и полнотекстовые документы, необходимые для написания научных работ;
    • выявляют потенциальных соавторов и темы для дальнейшей работы.
  • Библиотекари
    • ищут информацию по запросам абонентов;
    • ищут электронные журналы открытого доступа для пополнения фондов.
  • Библиометристы
    • получают доступные журналы, подобранные по специализированным сельскохозяйственным тематикам (по странам и по языкам);
    • получают доступные документы, например, журналы и статьи, подобранные по различным темам (по странам и по языкам), и т.д.

Number of records generated by CSAL’s AGRIS Hub
Рисунок 5. Количество записей, созданных страновым центром АГРИС в ЦНСХБ. Источник: обработка данных ЦНСХБ

В настоящее время вокруг странового центра АГРИС в ЦНСХБ сформировалась сеть поставщиков данных, в которую входят главным образом представители сельскохозяйственных научно-исследовательских и образовательных учреждений, издательств и т.д. Основные члены сети предоставляют частично подготовленную информацию об отдельных статьях, что облегчает обработку данных в центре АГРИС. Мы готовы для обсуждения взаимодействия с любыми заинтересованными сторонами, которые хотели бы внести свой вклад в АГРИС.

Дальнейшее развитие

ЦНСХБ продолжит предоставлять доступ к новым публикациям, улучшать качество записей и повышать популярность АГРИС и как источника информации, и как возможности для российских ученых делиться результатами своих исследований.

ЦНСХБ будет внедрять и распространять все доступные и современные технологии и инструменты для сбора данных, разработанные ФАО для своевременного предоставления наиболее достоверной сельскохозяйственной информации.

Источники

ЦНСХБ. 2021. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека [электронный ресурс]. Москва. [по состоянию на 16 июля 2021 года]. http://www.cnshb.ru/

ФАОa. 2021a. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций [электронный ресурс]. Рим. [по состоянию на 16 июля 2021 года]. www.fao.org/home/ru/

ФАО. 2021b. Цели в области устойчивого развития. См.: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций [электронный ресурс]. Рим. [по состоянию на 16 июля 2021 года]. http://www.fao.org/sustainable-development-goals/ru/

FAO. 2021c. AGRIS. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/agris/

FAO. 2021d. AGRIS. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/agris/data-providers

FAO. 2021e. AGROVOC. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/agrovoc/

AGRIS Hubs - Russian Federation

In this short document, the work and experience of the AGRIS Hub in the Russian Federation is described, along with an overview of food and agricultural science and the role of AGRIS in the country.

Food and agricultural science in the Russian Federation

The agrarian science sector employs about 10 000 researchers working in 235 research institutions and 57 agrarian institutions of higher education in the Russian Federation (see Figure 1). The Ministry of Science and Higher Education’s Department for Coordination of the Activities of Organizations in the Field of Agricultural Sciences manages all the projects in the field of agricultural sciences. The Department of Agricultural Sciences of the Russian Academy of Sciences supervises and coordinates all current scientific works concerning agriculture, including specific projects.

The Government of the Russian Federation developed and approved a programme of fundamental scientific research for 2021-2030. Section four of the programme of fundamental scientific research in the Russian Federation for 2021-2030 concerns agricultural sciences and includes the following areas of scope:

  • agriculture, forestry, fisheries;
  • livestock and dairy business;
  • veterinary sciences; and
  • agricultural biotechnology.

A list of 34 priorities was compiled covering topics such as:

  • social development of the village and mechanisms for improving the quality of life of the rural population; and
  • development of a complex of genomic-embryonic technologies for the accelerated creation and replication of the best genotypes of animals, birds, insects and fish in aquaculture for agricultural purposes.

Agrarian sciences in the Russian Federation (2019)

Figure 1. Agrarian sciences in the Russian Federation (2019). Source: data processing by CSAL

Publications of Russian scientists in international databases (Scopus and Web of Science) can be seen in Figure 2 and Figure 3.

Publications from Russian scientists in Scopus

Figure 2 (Left). Publications from Russian scientists in the international database Scopus
Figure 3 (Right). Publications from Russian scientists in the international database Web of Science

Within the framework of the Russian Federation´s national project called "Science", large-scale research in agriculture is planned, including the creation of at least five agrobio parks, and the development and implementation of 100 selected breeding results. About 100 new marketable varieties or breeds have to be created and then cultivated or fattened within the frame of the project.

The Central Scientific Agricultural Library

The Central Scientific Agricultural Library (CSAL) is a Federal State Budgetary Scientific Institution founded in 1930. It is the largest library in the Russian Federation, with more than three million items stored (CSAL, 2021). It generates electronic catalogues, abstract and full-text databases, and electronic libraries. It is a modern information centre at the federal level that deals with problems related to the agro-industrial complex (AIC) and publishes quarterly electronic abstract publications on different AIC fields.

CSAL is the centre of agricultural bibliography in the country and publishes current and retrospective bibliographic information. It also takes care of the digital registration organ of national agricultural bibliography, namely the systematic index "Agricultural literature," registering more than 42 000 records every year (CSAL, 2021).

The specialists working at CSAL are engaged in research in the field of informatics, library science and bibliography as they relate to agriculture. They develop sectoral linguistic tools such as the national information retrieval thesaurus on food and agriculture, the sectoral classification index for food and agriculture and the special Universal Decimal Classification (UDC) tables for AIC.

In 1992, CSAL created AGROS, the largest agricultural database in the world in Russian. It contains information about books and articles published in Russian, and foreign periodical or serial editions. In 2020, AGROS contained more than two million records, with an annual increment of about 40 000 records (CSAL, 2021).

CSAL and AGRIS

CSAL has operated as the AGRIS Hub in the country since 2007. The aim of the centre is to promote internationally the knowledge and research results produced by Russian scientists in Russian scientific publications.

The establishment of the AGRIS Hub at CSAL made it possible for the library to familiarize itself with the standards of international databases. Working with AGRIS linguistic software and developing the Russian translation of concepts and terms in AGROVOC facilitated the thematic search for Russian users and increased its efficiency (FAOe, 2021). Over the years, the quality assessment criteria for publications to be included in AGRIS, as well as the regulations and the protocol of the expert assessment, have been improved. Recommendations for composing abstracts were compiled, and a system of interaction with editorial staff of agricultural magazines is now established.

For inclusion in AGRIS, CSAL selects only those journals that meet the following criteria:

  • correspond to the FAO areas of interest in terms of the subject covered;
  • have a scientific or scientific-practical character;
  • have a state registration number;
  • have an International Standard Serial Number (ISSN) identifier;
  • apply the peer review procedure;
  • have been published for more than two years and keep the declared periodicity; and
  • articles are available on the journal's website or in another publicly accessible source.

CSAL recommends translating all the principal information about journals (title, contents, etc.) and articles (title, information about authors, keywords, abstract, etc.) into English. Only some articles by Russian scientists are selected from every journal issue. These articles have to be positively rated by reviewers and also contain relevant sections like an abstract, keywords, an introduction, materials and methods, results and discussions, conclusions and bibliographical references.

The abstracts must reflect the structure of the article, contain newly discovered facts and substantiated conclusions, be supported with numerical or graphic data, and have a predetermined size of 1 000 to 2 000 characters. All information should be presented briefly, but in a complete way. Thanks to these requirements, the quality of Russian agrarian journals and scientific publications has improved noticeably to reach international standards.

Finally, thanks to its participation in AGRIS, CSAL can include some interesting foreign journals in its electronic collection.

Relevance of AGRIS in the Russian Federation

The AGRIS Hub was established in CSAL in 2007, and more than 10 000 records were added to AGRIS in the period 2007-2020, including 1 459 records in 2020 alone. In 2020, the library processed data from journals that provided CSAL with their metadata for further processing for AGRIS. Every year, CSAL composes a list of journal titles that provided the library with metadata in Russian that year. In 2020, this list contained 79 journals.

Number of visits to Russian records created by CSAL as AGRIS Hub

Figure 4. Number of visits to Russian records created by CSAL as AGRIS Hub, Google Analytics. Source: FAO, 2021.

By June 2021, AGRIS contained in total about 31 000 records from the Russian Federation, with about one-third sent by CSAL. Figure 5 shows the number of records generated by CSAL’s AGRIS Hub where the lighter green part indicates the records created using Zotero (a free tool used to collect, organize, cite and share research).

The articles most in demand concerned topics about the food industry, plant cultivation and economics. The users, from the highest to the lowest, are mainly from the Russian Federation, India, the United States of America and China.

Different groups, for a variety of purposes, benefit from AGRIS in the Russian Federation.

  • Researchers
    • search for bibliography, abstracts and full-texts to write scientific papers; and
    • identify the range of possible co-authors and subjects for further research.
  • Librarians
    • retrieve information for user requests; and
    • search for open access electronic journals for acquisition in the fund.
  • Bibliometrists
    • have available journals in special agricultural fields of knowledge (country, language); and
    • have available documents such as journals and articles of different subjects, (country, language), etc.

Number of records generated by CSAL’s AGRIS Hub
Figure 5. Number of records generated by CSAL’s AGRIS Hub. Source: data elaboration by CSAL

Currently, the network of data providers is created around the CSAL AGRIS Hub. It mainly includes representatives of agrarian scientific and educational institutions, publishing houses, etc. The core members of the network provide partially prepared information about selected articles to facilitate the data processing in the AGRIS centre. We are open to consult with any other stakeholders who want to contribute to AGRIS.

Next steps

CSAL will continue providing new publications, improving the quality of the records and increasing the popularity of AGRIS, both as a source of information and as an opportunity for Russian scientists to share the results of their own scientific research.

CSAL will implement and disseminate all available and modern technologies and data harvesting tools developed by FAO to provide the best agricultural information in time.

References

CSAL. 2021. Central Scientific Agricultural Library [online]. Moscow. [Cited 16 July 2021]. http://www.cnshb.ru/

FAOa. 2021a. Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021].www.fao.org/ home/en/

FAO. 2021b. Sustainable Development Goals. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/sustainable-development-goals/en/

FAO. 2021c. AGRIS. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/agris/

FAO. 2021d. AGRIS. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/agris/data-providers

FAO. 2021e. AGROVOC. In: Food and Agriculture Organization of the United Nations [online]. Rome. [Cited 16 July 2021]. http://www.fao.org/agrovoc/